Сила внушения на человека. Заговоренная кровь – о великой силе внушения. Животные и растения

Часто человек многое, что происходит с ним в жизни, объясняет тем, что он чрезвычайно внушаем, и многие в его окружении этим пользуются. Действительно, такое объяснение вполне правдиво. Воздействие на психику внушения и самовнушения порой бывает слишком сильно, в особенности, если практикует такие способы индуктор властный, авторитарный, обладающий повышенными способностями к убеждению. Также сила эффекта внушения определяется слабостью или стабильностью нервной системы того, кто подвергается подобному воздействию.

Эффект внушения как особый вид воздействия на человека и степени внушаемости

Что такое внушение с точки зрения психологии? Внушение (суггестия) определяется как передача и индуцирование от одного человека к другому мыслей, настроения, чувств, вегетативных и двигательных реакций, поведения. Чем меньше задумывается тот, кому внушают, над тем, что ему внушают, тем успешнее проходит внушение.

Внушение как метод психологического воздействия предполагает участие двух сторон. Внушающий обычно обладает такими психическими и физическими качествами, с помощью которых он может оказывать влияние на состояние психики другого человека. Внушение происходит с помощью слов, а также мимики и жестов. Особое значение имеет обстановка. Если речь идет о лечебном внушении, то не последнюю роль в этом процессе играет известность психотерапевта. Знание о нем как о специалисте высокого класса определенным образом подготавливает пациента к сеансу.

Сила внушения человека во многом определяется степенью внушаемости, т. е. подверженности внушению со стороны того, кто будет служить его объектом. Обычно повышенная внушаемость наблюдается у людей со слабым типом нервной системы и повышенной впечатлительностью. Особенно слабой нервной системой обладают алкоголики и наркоманы. Соответственно, внушение как метод воздействия на таких людей действует особенно сильно.

Аксель Мунте, скандинав, работал в Париже врачом, ассистентом знаменитого невропатолога, психиатра и гипнотизера Шарко. Вот как он описал пример внушения в психологии в своей книге «Сан Микеле». К Мунте на прием пришел очень навязчивый и высокомерный пациент. Врач попросил его показать язык, постоянно обложенный в результате злоупотребления алкоголем и курением, и констатировал, что пациент серьезно болен. Высокомерное поведение тут же сменилось состоянием подавленности и тревоги. Таким образом, и больные, и врачи были избавлены от неприятного человека.

Известно, что такие симптомы, как головная боль, неукротимая рвота, отсутствие аппетита, бессонница, невротические параличи, лечатся искусным врачом-психотерапевтом с помощью внушения лучше, чем лекарствами. В Библии описывается сцена лечения внушением обездвиженных людей, когда они начинали уверенно ходить, услышав фразу «Встаньте и идите». Эта фраза представляет собой типичный пример как работает внушение, если люди глубоко верят в своего врачевателя.

К сожалению, нередко внушение как метод воздействия используется в преступных целях. Слабохарактерные люди и неудачники становятся рабами непорядочных или психопатических лидеров, которые делают из них преступников. Можно привести следующий пример из жизни, когда внушение использовалось преступниками. Несколько лет назад средства массовой информации США буквально захлестнули сообщения о массовой трагедии. По инициативе одного психопата образовалась секта. Этот человек завел сотню взрослых людей и детей в джунгли, где они создали колонию. В какой-то момент он стал внушать им идею о массовом самоубийстве, а тех, кто не решался на это, убивали с помощью отравленных уколов фанатичные члены секты.

Ещё один пример внушения как способа воздействия на человека: приговоренному к смерти преступнику при завязанных глазах сказали, что ему вскрыли вену, и он истекает кровью. Через несколько минут человек умер, несмотря на то, что вместо крови по телу его струилась теплая вода!

Сила самовнушения: факты и примеры из жизни

Столь же сильное, а иногда даже более сильное действие на организм может оказывать самовнушение. Под действием его можно и вылечиться, и заболеть. Что такое самовнушение и каков его механизм?

Нервный, мнительный человек почувствовал легкое недомогание. Но он начинает думать о серьезном заболевании. Например, охрип от простуды, а ему уже кажется, что голос пропадет совсем. Эта мысль неотвязно преследует впечатлительного человека, он как бы сам убеждает себя в том, что скоро потеряет голос. И действительно теряет голос!

Вот реальный пример из жизни силы самовнушения: известный актер И. Н. Певцов заикался, но на сцене преодолевал этот недостаток речи. Каким образом? Актер внушал себе, что на сцене действует и говорит не он сам, а другой человек - персонаж пьесы, который не заикается. И это всегда действовало.

Часто, рассказывая о силе самовнушения, приводят факт, засвидетельствованный парижским врачом Матье, который проделал такой интересный опыт. Он объявил своим больным, что скоро получит из Германии новое средство, быстро и надежно излечивающее туберкулез. В то время от этой болезни еще не существовало никаких медикаментов. Эти слова сильно подействовали на больных. Никто, конечно, не подумал о том, что это лишь выдумка доктора. Внушение врача оказалось настолько действенным, что когда он объявил, что лекарство получил, и стал им лечить, то многие стали гораздо лучше себя чувствовать, а некоторые даже выздоровели. А чем он лечил больных? Простой водой!

Внушение и самовнушение могут отучить человека от вредной привычки, заставить не бояться того, что пугает, и так далее.

Наверное, и вы можете вспомнить случай из своей жизни, когда вы убеждали себя в чем-либо и это помогало. Вот ещё один пример силы самовнушения человек боится темноты и в то же время знает, что это глупо; он идет в темную комнату и говорит сам себе: «Бояться нечего! Там никого нет!» Такое психологическое лечение с помощью самовнушения действует, и безотчетный страх исчезает!

Под действием самовнушения у человека могут отняться ноги и руки, наступить внезапная глухота и слепота. В медицине такие заболевания называют психогенными. Они легко возникают у людей, подверженных истерии. И вот что при этом существенно: например, у человека, потерявшего зрение, повреждены не глазные нервы, а лишь нарушается деятельность того отдела мозга, который ведает зрительным восприятием. В нем под действием самовнушения развивается стойкий очаг болезненного торможения, т. е. надолго прекращают работать нервные клетки. Они перестают принимать приходящие сигналы и отвечать на них.

На такие психогенные заболевания внушение и самовнушение оказывают огромное влияние. При истерии могут наблюдаться припадки, судороги, рвота, немота, глухота, паралич конечностей. Все эти расстройства часто связаны с самовнушением.

Как работает внушение и самовнушение: механизм воздействия на человека

Несмотря на всю кажущуюся невероятность таких явлений, как лечение болезней самовнушением и внушением, они имеют свое объяснение.

Известен такой случай: сестра присутствовала при жестоком наказании плетьми горячо любимого брата - и ее спина покрылась такими же кровоточащими рубцами, как и у него. Перед нами тот же результат самовнушения. Конечно, он возможен только улиц с исключительно возбудимой, сильно расстроенной, болезненной психикой. Как работает самовнушение и внушение в этом случае? На внушаемых людей не только действительные страдания, но и воображаемые действуют столь сильно, что это отражается на работе внутренних органов.

Механизм воздействия на человека внушения и самовнушения настолько силен, что у болезненно-мнительных людей мысли о заболевании вызывают заболевание, которое по виду сильно напоминает ту или иную болезнь. Известны случаи, когда начиналось кровотечение из горла, как при туберкулезе, появлялись язвы на теле, напоминающие различные кожные заболевания, и т. д.

Тот же психологический механизм внушения действует и при возникновении язв у стигматиков. Все такие больные – фанатически верующие люди. В последнюю неделю перед Пасхой, когда в храмах читают о том, как распяли Христа, это может оказать на больного человека настолько сильное воздействие, что его психика не выдерживает: появляется навязчивая мысль о муках, которые испытывал Христос, когда его прибивали к кресту. Начинаются галлюцинации. Перед глазами этого человека, как живая, стоит картина распятия. Вся нервная система потрясена. И вот результат: в тех местах, где были по легенде раны у Христа, у измученного психической болезнью человека появляются открытые кровоточащие раны.

Внушение и самовнушение как эффективный способ лечения болезней


При лечении больных решающую роль могут играть вера в человека, который лечит, и вера в то, что он скажет. В. М. Бехтерев по этому поводу писал:

«Секрет целительного внушения был известен многим лицам из простого народа, в среде которого он передавался из уст в уста в течение веков под видом знахарства, колдовства, заговоров и т. д. Самовнушением объясняется, например, действие многих так называемых симпатических средств, оказывающих нередко то или другое целительное действие. Ферраус излечивал лихорадку с помощью бумажки, на которой были начертаны два слова: «Против лихорадки». Больной должен был каждый день открывать по одной букве. Известны случаи целебного действия «хлебных пилюль», «невской воды», «наложения рук» и т. д.».

Даже и в наши дни часто приходится слышать: старушка «заговорила» бородавку, и та исчезла. Так бывает, и ничего чудесного в этом нет. Лекарь здесь - внушение и самовнушение. А точнее говоря, вера в то, что знахарка может излечить человека. Когда она приходит к больному, он уже слышал о ней, знает, что она кого-то излечила, и жаждет излечения.

И совершенно неважно, завязывает ли знахарка бородавку ниткой или волосом и что она шепчет над этой бородавкой. Все решает вера в то, что бородавка после такого «заговора» исчезнет. На самом же деле это яркий пример самовнушения как эффективного способа лечения – человек уничтожает свою бородавку одной лишь верой в то, что она исчезнет! Действует тут и внушение знахарки, когда она уверенно говорит, что бородавка сойдет.

Врачи-психиатры неоднократно повторяли такой способ лечения. Один врач, например, смачивал бородавку обычной водой, а человеку говорил, что это новое сильнодействующее лекарство, от которого бородавка должна исчезнуть. И на многих это действовало. Люди верили в лекарство, в то, что оно им поможет, и бородавки исчезли.

Психология человека: сила внушения словом и примеры из жизни

К внушению словом особенно восприимчивы люди, у которых нервная система ослаблена, более возбудима. Такому человеку нетрудно, например, внушить чувство страха перед чем-либо или, наоборот, поднять у него настроение, сделать его веселым.

Именно этим объясняются такие известные в истории примеры внушения словом, как «чудесные» исцеления у различных «святых мест». Так было, в частности, во Франции на могиле католического дьякона Франсуа де Пари, умершего в 1728 г. Первой пришла на могилу мотальщица шелка Мадлена Беньи, у которой отнялась рука. Ее привела сюда уверенность в том, что тело прожившего «праведную» жизнь дьякона получило способность исцелять болезни. Приложившись к могиле, она почувствовала некоторое облегчение, а когда вернулась домой, то уже настолько свободно владела рукой, что немедленно приступила к работе обеими руками. После этого к могиле стали стекаться страдающие различными недугами, и некоторые из них действительно исцелялись.

Также в качестве психологического воздействия внушением можно привести происходящее в Лурде – небольшом городке на юге Франции, который свыше стал лет славится среди католиков «чудесными» исцелениями. Чудодейственной силой здесь владеет якобы водный источник. Искупавшись в нем, можно исцелиться. В действительности продуманная система воздействия на сознание паломников - вот основа лурдских «чудес».

Кто едет в Лурд? Как правило, люди, которые очень надеются на чудесное исцеление. Ведь о лурдских «чудесах» говорят с кафедр соборов, пишут в газетах, о них рассказывают очевидцы.

И вот больные собираются в путь. С этого времени все внимание, все разговоры - о чудесных исцелениях. А тут уже за паломника берутся «святые отцы». Каждый вагон в поездах, идущих в Лурд, сопровождают монахи, специальные «сестры» и «братья» милосердия. Они знакомятся с каждым больным, с его родственниками, рассказывают им всевозможные истории о чудесах Лурда, раздают специальные книжки, фотографии выздоровевших после паломничества.

Когда паломники прибывают в Лурд, их встречают новые церковнослужители и ведут в «святой грот». Они молчаливы, каждое их движение кажется многозначительным.

Во время молитвы у грота все больные хором повторяют одни и те же слова: «Господи Иисусе! Исцели наших больных! Всемогущая Дева, спаси нас!» Все с большей верой и надеждой звучат эти слова, нарастает нервное возбуждение, и вот уже в толпе молящихся раздаются громкие вздохи, истерические выкрики.

Пропагандируя лурдские «чудеса», церковники утверждали, что там бывает по нескольку чудесных исцелений. За сто лет были записаны в особую книгу тысячи имен якобы исцелившихся людей. Однако проверка этой книги (проверяла специальная комиссия, состоящая из врачей) показала, что за сто лет в Лурде произошло лишь 14 исцелений. Все они объясняются наукой.

Психиатрам известно, как целительно бывает иногда действие внезапных эмоциональных раздражителей (роль которых в первом случае сыграл внезапный испуг, во втором - гнев), и они с успехом используют их для лечения разнообразных проявлений истерии и даже для устранения некоторых параличей, слепоты, глухоты и немоты. Так что в этих фактах исцеления немой и параличного, разумеется, нет ничего сверхъестественного. И, конечно, подобные исцеления совсем не часты и далеко не всегда приводят к полному восстановлению здоровья больного.

Ученый Л. Л. Васильев рассказывал о случае, происшедшем на его глазах. Молодой человек, выйдя из жарко натопленной деревенской бани, заметил ранее ему не встречавшееся отвратительного вида насекомое - уховертку. С чувством гадливости он взял насекомое пальцами правой руки, чтобы поближе его рассмотреть. Уховертка изогнулась и попыталась защемить своими «щипцами» державший ее палец, но это ей не удалось, так как человек, вскрикнув от неожиданности, резким движением стряхнул насекомое на землю. А через некоторое время на кожных участках пальцев, которыми он касался насекомого, появились отчетливо видимые багровые пятна - одно на указательном пальце и два - на большом. Ни жжения, ни боли в побагровевших участках кожи не ощущалось. Отмыть пятна не удалось.

Что же произошло?

Здесь сыграли роль сильный испуг и самовнушение, что уховертка укусила палец, хотя в действительности этого не было. Испугом и самовнушением было вызвано местное расширение кожных кровеносных сосудов.

Как осуществляется внушение: психологический механизм и особенности


Психическая заразительность, или, если совсем уж по-научному, индуцированные психозы, известны испокон века. Они бывают всякие - от экстаза пляски святого Витта до вульгарной икоты, которой вдруг «заболевала» целая деревня. Во время первой мировой войны в войсках наблюдалось меряченье - двигательное эхо, повторение движений, гримас - это тоже одна из форм психической эпидемии. Как осуществляется такое внушение, подробно описали психиатры: один человек, возбужденный какой-либо идеей, словно заражает ею окружающих, внушает ее - и те совершают поступки, диктуемые данной идеей.

Подобные эпидемии распространяются и среди психически здоровых людей, но при изоляции от индуктора люди быстро выходят из этого психоза. У них появляется критическое восприятие происшедшего. Счастье, когда последствия этого «зомбирования» обратимы.

Индуктор - человек, который распространяет вокруг себя психическую эпидемию, - как правило, пользуется авторитетом в своей среде, чрезмерно активен, обладает способностью к убеждению. Но, как показывает практика, психологические особенности внушения заключаются в том, что далеко не всегда такой человек должен иметь особенно высокий интеллектуальный уровень. У старых авторов монографий по психиатрии описано немало случаев, когда примитивнейший, часто психически нездоровый человек индуцировал людей гораздо более развитых. Например, горничные в богатых домах, часто душевнобольные, внушали своим барыням явно бредовую идею, и те легко ею заражались.

Исследования внушения как способа психологического воздействия показывают: содержание «заразной» идеи, ее ничтожность или, наоборот, величие, ее ложность или справедливость решающего значения не имеют. Это могут быть сложные психологические мотивы демонологии и инквизиции средневековья или повальное заражение падучей. Сегодняшний день представляет нам психические эпидемии в ассортименте - «Белое братство» и иные тоталитарные секты. Раскачивание перед телевизором, из которого вещают многочисленные «целители» и экстрасенсы, гремучая смесь идей воскрешения и переселения душ, существования потусторонних сил и так далее.

И не стоит думать, что вы сможете избежать этой психической заразительности, ибо, как утверждали классики психиатрии, нет истерии как болезни, а есть только истерические реакции, сами по себе неболезненные - каждый человек в большей или меньшей степени склонен к этим истерическим реакциям.

Сила самовнушения используется людьми каждый день. Сами того не замечая, они программируют себя словами на победу или поражение, выздоровление или болезнь.

Можно не верить в самовнушение, называя его оптимизмом или пессимизмом, выдумкой психиатров, навязчивой манией. От этого ничего не изменится. Эта огромная сила существует и продолжает проявляться в жизни людей.

Что это такое

Самовнушение является работой сознания человека направленной на самого себя, подкрепляемой зрительными образами. Благодаря этой работе формируется подсознательная установка на определенное действие. В таком состоянии одна из областей коры мозга является доминирующей, в то время как действие остальных участков заторможено. Для самовнушения не обязательно погружаться в состояние транса. Достаточно спокойной, уединенной обстановки, полного сосредоточения на цели, одновременно с расслаблением или сильного эмоционального шока. Многократное повторение определенной установки запускает механизм программирования и воплощает ваши установки в жизнь.

Нельзя путать самовнушение и силу воли. Сила воли – это сознательное усилие, направленное на выполнение какого-либо действия. Как всякое усилие оно встречает противодействие нашей внутренней природы. Самовнушение действует через чувства, эмоции, воображение, проникая вглубь сознания и проявляясь уже на физическом уровне теми или иными способностями, ощущениями, действиями.

Для чего можно использовать

Возможности самовнушения огромны и подобны мощному действию ветра, водной стихии или огня. Направленные в нужное русло эти возможности способны творить чудеса, совершенствовать характер человека, исцелять, поднимать настроение и добиваться цели. Но применяясь неосознанно в повседневной жизни, словесное программирование чаще всего действует негативно.

Запустить механизмы самовнушения способны в вашем сознании слова других людей, чем они часто пользуются, не спрашивая согласия. Эти механизмы могут быть как созидающими, так и разрушительными. Нельзя винить других людей в своих неудачах, потому что без вашего внутреннего согласия чужие негативные установки не реализуются в жизни. Бегите от проповедников, внушающих вам, что вы ничего не стоите, ничего не добьетесь, ничему не научитесь. Они внушают вам, что желания ваши невыполнимы, условия для прощения отсутствуют, вы сами виноваты во всех проблемах, запуская тем самым процесс негативного программирования вашей личности. Кстати, избавиться от негативных установок можно с помощью этой системы .

С помощью самовнушения можно защищаться от агрессивной внешней среды и контролировать свою жизнь. Ваша жизнь драгоценна, неповторима, уникальна. Внушите это себе. Вы достойны любви, прощения и милости. Можно внушать себе любое эмоциональное состояние, способность, цель. Ваш организм выполнит задачу в пределах доступных ему возможностей, но обязательно выполнит. Не позволяйте возникать даже тени сомнения в вашей голове во время самовнушения. Именно истинность устремлений играет решающую роль. Формулировки работы с сознанием отражают не действительность, а только желаемый результат, но обязательно в настоящем времени. Потому что для сознания нет такого понятия, как завтра или вчера, только здесь и сейчас.

Неосознанное и осознанное самовнушение

Большинством людей негативное самовнушение используется неосознанно. Узнав какие-то неприятные факты или прочитав о страшных событиях, они невольно программируют себя на их повторение в своей жизни. Узнав симптомы различных заболеваний, находят их у себя и в самом деле скоро заболевают. Человек даже может внушить себе, что он неизлечимо болен, и вскоре умереть.

Безобидным словом пессимизм принято называть сознательное программирование неудач и неприятностей в собственной жизни. Когда вам очень тяжело, попробуйте сказать себе: «Все самое плохое позади, впереди только хорошее, у меня все получается хорошо». Ваше подсознание с жадностью ухватится за простую детскую надежду и даст силы преодолеть стресс и неприятности. Но если все далеко зашло и беспросветно, попробуйте эту технику. Она весьма благотворно влияет на психику и жизнь в целом (что, собственно, логично, ведь мы своими мыслями строим свою реальность – внутри порядок = снаружи порядок).

Кроме неосознанного негативного программирования, существует осознанное самовнушение. Оно заслуживает внимания и уважения. Может использоваться для исцеления, личностного роста, формирования необходимого результата в достижении цели, защиты от негативных чужих установок.

Различные методики

Эффективный метод самовнушения предложил вначале прошлого века Эмиль Куэ. У него была своя клиника в Нанте. Представляют большой интерес разработанные им примеры формул работы с сознанием. Он начал свои исследования, заметив, что многие пациенты выздоравливали, принимая лекарства, в эффективность которых верили. Но на самом деле состав лекарств, определяющий их лечебные свойства, не мог исцелить этих больных.

Методика Куэ не единственная. Существует и ряд других:

  • медитация;
  • аутотренинг;
  • саморегуляция;
  • релаксация Эдмунда Джекобсона и т. д.

Для каждого человека соответственно его сознанию и индивидуальности подходит свой метод. Стоит отметить, что в трансе и медитативном состоянии сила внушения увеличивается .

Эффективно ли самовнушение

Эффективность самовнушения будет зависеть от общей согласованности всех частей вашего сознания. Например, вы хотите внушить себе что вы богатый, уверенный и спокойный человек. Но логично предположить, что вы не располагаете этими ресурсами, а значит и весь ваш опыт восстанет против и будет говорить об обратном, т.е. саботировать все усилия. Это как прийти в новый коллектив и сказать: “Так, ребята, теперь будем действовать следующим образом…” – Догадались наверное о реакции коллектива. Вот тоже самое и с нашими убеждениями, которые укоренились и руководят нашими поступками. Психика сформирована и туда прежде чем что-то привнести, нужно освободить для этого место. Логично же?

Сила внушения, архетипы и коллективное бессознательное.

Почти невозможно ошибиться при утверждении о том, что каждый из нас находится во власти внушения, продиктованного архетипическим составляющим коллективного бессознательного. Причем иной раз составляющая этого нуминозного опыта человечества столь велика, что наше невольное сопротивление внушению - никак не может повлиять на сознание; и тогда уже бессознательное - практически полностью подчиняет нас своей силе. Но зачастую происходит это столь искусно, что большинство нисколько и не подозревает, чем продиктованы их те или иные поступки.

А само сопротивление, как таковое, становится бессильным - потому что, если человек не подозревает об оказываемом на него воздействии, - то чему же он должен сопротивляться? Все принимается им как должное.

Да и вообще, в какой-то мере в том и великое значение бессознательного, что воздействие на человека происходит неосознанно. И поступки совершенные им, - как ему кажется, - становятся возможны по его воле и согласию. Вывести человека из подобного заблуждения практически невозможно. (Человека незнакомого с теорией глубинной психологии).

Нисколько не пытаясь в данном случае излишне вдаваться в понятие суггестии (внушения), мы лишь позволим себе коснуться этого понятия в контексте связи внушения и бессознательного.

И тогда уже - в двух словах - напомним, что же представляет из себя т. н. коллективное бессознательное.

Как известно, теорию о коллективном бессознательном выдвинул Юнг. (Напомним, что разделение бессознательного на личное - коей придерживался З. Фрейд - и коллективное [Юнг] - было одной из причин расхождений этих двух гениальных ученых. Причем в последних работах Фрейд все же признал существование коллективного бессознательного, назвав это филогенетическими схемами, или осадками). И т. н. коллективное бессознательное - не иначе как то, что можно понимать под опытом предков, опытом предшествующих поколений (своего рода - генетическая память). Т. е. Юнг в некотором роде расширил понятие: «содержание бессознательного». И установил, что все, что когда-либо было пережито (пройдено) поколениями людей - находится в нашем бессознательном. Причем в случаях некоторых форм массового сосредоточения людей (при каких-либо обрядах, практически в неизменном виде дошедших до нас из прошлого) мы можем говорить о т. н. «подключении» к источнику массовой психики, коллективному бессознательному. Таким примером может служить церковь. И сила суггестии в данном случае проявляется самым надлежащим образом, ибо попадая в храм божий - каждый индивид не только получает возможность приобщиться к коллективному бессознательному, но и всецело подчиняется (вот вам и внушение!) заведенным нормам и порядкам. И при этом вполне явно проявляется еще и психотерапевтическая роль нахождения индивида в церковном сообществе. Ибо в этом случае - человек (слившийся с массовым, коллективным бессознательным) получает возможность изжить (пусть только на время) свои страхи, беспокойства, волнения, состояние беспомощности. И проявляется так оттого - что в основной массе - индивидам легче быть вместе. Спокойнее. И уже на знании этой особенности человеческой психики - построены принципы управления массами, разработаны законы суггестии.

И сила внушения проявляется в той степени, - насколько манипуляторам удается воздействовать на архетипы бессознательного, на те образы из (мифологического) прошлого - с которым каждый из нас себя ассоциирует.

И в этом нет ничего удивительного. Человеческая психика устроена таким образом, что находясь в массе (в толпе), человек получает возможность изжить свои страхи, чувствуя как бы защищенность со стороны себе подобных. Вполне естественно следует, что за это - он должен чем-то платить. Как раз такой платой и будет возможность подчинения тем механизмам и свойствам толпы, о которых писали и Бехтерев, и Сикорский, и Лебон, и Фрейд…

P. S. Мы только в общих чертах коснулись вопроса проявления внушения, приняв за основу возможность суггестии при некотором приобщении к коллективному бессознательному (в котором, вероятно, происходит негласное кодирование при взаимодействии с «родственными» архетипами: отца, дитя, воина, матери и т. п.). Однако вполне можно отыскать истоки [возможности] внушения и в ранних фазах развития, и в Эдиповом комплексе, находя и объясняя с помощью, например, развития того же чувства вины (провоцируя подобное у «нужных» нам людей) возможности индивида к подчинению. Например, стремясь заглушить чувство вины - он, по всей видимости, будет стараться сделать то, что от него требуется (своего рода наркотический эффект - стремление получить то, что требуется, чтобы побыстрее прекратить ломку). И тогда уже в этом и во многом другом, как раз и кроется сила внушения и влияния его на индивида. А коллективное бессознательное - можно рассматривать как одну из форм достижения подобного результата.

Гл. 11. Ошибочность восприятия.

Мы живем образами. Выдуманными, воображаемыми образами, - таящимися в подсознании, и (оттуда) периодически извлекаемыми в сознание. Тем самым, - давая возможность индивиду принять новый облик.

Сколь верно подобное утверждение?

На первый взгляд кажется явная абсурдность ситуации. Если каждый из нас живет образами, что почти наверняка - в чужом образе, - то это означает, что никто не живет собственной жизнью?!

Но насколько это не покажется странным, на самом деле, так все и происходит. Так, - или примерно так. Отличие лишь в том, что то, что ошибочно мы принимаем за «чужой» образ - на самом деле и есть наш собственный. Просто никто не знает, - (и на самом деле это так), - каков образ наш собственный.

Социум, если позволите, культурная среда, цивилизация, - почти непременно (и, к сожалению, независимо от нас) накладывает свой отпечаток на формирование бессознательного. Заполняя его всем тем, что встречалось индивиду в процессе жизни.

В детстве - это сказки (вначале - прочитанные кем-то, позже - самостоятельно). Мультфильмы. Кукольные постановки…

В подростковом возрасте - книги, кинофильмы…

Все это «сдабривается» доброй долей рассказов сверстников и родственников, услышанных (подслушанных) и, - иной раз, - «додуманных». (Т. е. неправильно, не совсем верно, - интерпретированных). Кроме того, нисколько не хотелось бы исключать и филогенетические схемы (коллективное бессознательное). И уже помимо т. н. опыта предков, предшествующих поколений, - наше бессознательное заполняет то, что когда-либо было нами: «услышано» и «увидено» (Почти нельзя исключать и допустимость кинестетической связи).

В итоге - каждая новая информация (поступившая в сознание, или - минуя его - в бессознательное) будет характеризоваться рождением каких-либо образов. Новых. Или же находящих точки соприкосновения с уже существующими.

И уже отсюда - наши поступки и поведение: будут отличаться некоторой схожестью. Соответствием с той маской, которую «носим» мы сейчас. И при возникновении непохожей (на какую-либо из прошлых) ситуации - мы будем дифференцировать свое поведение в соответствии с уже имеющимися установками. Установками - формирующими стереотипы. И уже отсюда - возникает утверждение: о почти невозможности принятия самостоятельных решений. Это исключается самой природой существования бессознательного. В ином случае - психика индивида должна быть девственно чиста. Не подвержена никаким (былым) воздействиям извне. Что уже изначально - исключается у современного человека. И даже если бы наш индивид рос бы отдельно от цивилизации, - то почти непременно он бы вынужден был подвергаться воздействованиям извне. (Даже Маугли научился повадкам животных). Иначе бы - этот индивид не выжил. Ведь, в какой-то мере, только в приспосабливаемости к окружающей среде - заключается способность (а точнее - возможность) к выживанию. Сохранению жизни вида.

В какой-то мере еще раз следует обратить внимание, что в подобной (вышеперечисленной) схеме восприятия (окружающей) действительности, - совсем нет чего-то странного, а тем более - предосудительного. Это, своего рода, современная действительность. И это стоит помнить тогда, когда мы собираемся как-то негативно отреагировать на информацию озвученную собеседником. Как раз тут следует помнить, что все то, что он говорит (или сказал), - на самом деле: не совсем то, что намеревался. И как вроде бы бросающаяся в глаза парадоксальность ситуации - как раз означает то, что намерения, вроде бы и прочитываемые у данного индивида, на самом деле (порой значительно) отличаются от истинных целей. А отсюда - почти напрямую зависят от бессознательного, которое сформировалось у него в процессе онтогенеза.

Т. е. другими словами, его совсем нельзя в чем-то обвинять. Высказывать недовольство. Обижаться самому.

Информация, поступившая от (такого) индивида - своего рода, продукт эпохи. Информация, смысловая нагрузка коей, - почти исключительно продиктованная содержанием бессознательного. Заполнения - его. И заключающаяся в той его специфической особенности, которая - чуть раннее - влияла на само формирование. Бессознательного.

Почти обязательно следует обратить внимание на некоторые исключения, явно встречающиеся, и характеризующиеся тем, что ряд индивидов - ничуть не подвержены механизмам перенесения, проецирования собственного бессознательного на окружающих.

Быть может даже можно заключить, что их бессознательное имеет (несколько) иные формы формирования. Где нет ни влияния коллективного бессознательного (филогенетических механизмов), ни каких-либо воздействий, оказываемых средой. А значит, все даже выглядит в какой-то мере - спонтанно (сама суть формирования), и необъяснимо.

Но так случается редко.

Гл. 12. «Маска», или подмена образа.

Прежде всего, следует обратить внимание, что речь в данной работе, пойдет о некой «специфической» категории людей. Т. н. невротических личностях. Хотя, быть может, в какой-то мере все нижеперечисленное свойственно индивидам и с пограничной психикой, и с вовсе (до сей поры) незамеченными «вывертами» сознания. Т. е. пользуясь медицинской терминологией - относительно здоровых. Впрочем, есть ли такие?

И тогда уже (прежде чем приступить к объяснению модели поведения нашей «специфической» публики), нам следует уяснить для себя - что же такое т. н. маска?

Несмотря на столь длинное вступление - ответ достаточно прост: маска - именно тот образ, который каждый из нас являет при необходимости появления в обществе. Возможности коммуникационного контакта. А то и вовсе - жизни, существования в социуме. Причем, в большей мере это не только оправданная мера, но и, зачастую, - необходимая.

Попытаемся раскрыть тему подробней.

Как известно, каждый индивид являет собой некую неповторимую личность, со своими (сформировавшимися за период жизни) особенностями. Теми особенностями, которые не только позволяют отличить одного человека от другого (как личность), но и, иной раз, служат причиной конфронтации (и возникающих противоречий) внутри социума. И тогда уже - на помощь приходит маска, представляющая собой некий, зачастую вымышленный образ, проецируемы индивидом из своих представлений о мире - на самого себя. Именно благодаря (выручившей нас) маске - возможно не только наладить, своего рода, коммуникационный контакт, но и достигнуть какого-либо положения в обществе. Повысив, тем самым, свой статус.

И уже здесь нам бы хотелось обратить внимание - что, зачастую, именно от изначально правильно выбранных приоритетов - зависит дальнейшая судьба индивида. Его позиционирование в обществе. В которое он способен будет влиться - как раз в соответствии с тем (выбранным им) образом, значение которого он для себя определил. Ибо он уже и живет, и действует, и думает в соответствии со значимостью (и значительностью) той роли, в которую он вошел. Т. е. можно сказать, что рассматриваемый нами индивид будет искусственно играть определенную роль, базирующуюся на его каких-то представлениях и месте человека в коммуникационной среде, и уже отсюда - он способен достигать порой и значительных высот в своем стремлении к совершенству.

Причем, мы нисколько не хотели сказать, что это плохо. Даже наоборот. По нашему мнению, каждый человек должен иметь в своем арсенале маску (а то и несколько оных), которую в зависимости от жизненных ситуаций он должен использовать.

Кстати, словно в подтверждении вышеприведенных слов, можно будет вспомнить и теорию Юнга об архетипах и коллективном бессознательном (то, что чуть позже Фрейд назвал филогенетическими схемами), и теорию Фрейда (поддержанную Юнгом) о мифах. Быть может это, каким-то образом, объясняет то, что определенная маска (которой вы временно подменили свой настоящий образ) срабатывая на подсознательном уровне - способствует установлению коммуникационного контакта. Примерно здесь же кроется и объяснение симпатии (и антипатии), дружбы, любви, привязанности и т. п. То есть всех тех моментов, которыми характеризуется наша жизнь. (Кстати, популярность тех или иных актеров - так же может объясняться тем, что выдуманный ими образ оказался «родственным» какому-либо архетипу бессознательного поклонника).

К тому же т. н. маска, на самом деле и важна, и необходима. Ее роль, например, практически неоценима для неуверенных в себе людей. Искусственно создавая некий антураж (и внешней атрибутики здесь как раз не надо бояться), подобная личность способна будет занять свое (достойное) место в обществе. Причем, в иных случаях, это может быть действительно необходимая мера. Вынужденно - необходимая.

И тогда уже останется только один вопрос - найти нужную вам маску. Маску, которая не только позволит создать новый образ, но, в иных случаях, и вообще поможет выжить в этом мире.

Гл. 13. Бегство от культуры.

В начале прошлого века, З. Фрейд опубликовал одно из своих программных произведений: «Недовольство культурой». В данной статье, Фрейд попытался вскрыть те механизмы возникновения симптоматики психических заболеваний (расстройств), которые, по его мнению, являлись следствием развития цивилизации. Культуры. Переходом от первобытного строя - к современному.

Нисколько не желая пересказывать уже высказанное Фрейдом, заметим, что прошло почти столетие после опубликования упоминаемой нами работы - а, ничего и не изменилось.

Да и, по сути, изменится вряд ли могло. А то и даже еще больше человек стал загонять себя в рамки (излишней) цивилизованности. Культуры. Тем самым как бы провоцируя развитие тех заболеваний, на которые ссылался Фрейд.

Например, - невроз.

Другими словами, человек (искусственно) вводит в свою жизнь ряд ограничений; которые, по всей видимости, отличают его - от своего первобытного собрата. Являются признаком, позволяющим судить о культурности данного индивида. Причем, образованность, грамотность, и т. п. - в данном случае, выступают в роли синонимичных понятий - именно культуры. «Воспитанности», данного индивида. Причем, если интеллектуальным трудом (наиболее распространенная модель, позволяющая судить о принадлежности к культурному сообществу) занималось не одно поколение отдельно взятого человека, то мы уже вправе говорить о неких филогенетических схемах передачи, этой самой, культуры. И рождаясь, человек в подобной семье, практически неминуемо будет попадать в соответствующие стереотипы поведения. Продиктованные, опять же, предыдущими поколениями.

Такому человеку - достаточно сложно будет выйти за устоявшиеся рамки поведения. Да, в принципе, это и не нужно делать.

Но вот только плату, иной раз, он за это должен заплатить достаточно весомую. Неврозы, страхи, истерия… А то и развитие неких психопатологических симптомов.

Т. е. иными словами - человек вынужден нести, своего рода, кару. Расплату за… цивилизованность.

Однако, следует обратить внимание: достаточно любопытной деталью является то, что не все из индивидов подпадают под действие последствий от, т. н., цивилизованности. Определенная категория людей попросту выпадает из «черного» списка.

Трудно сказать, можно ли им в этом завидовать?.. Но как бы то ни было, необходимо попытаться обозначит подобных людей.

В первую очередь, - это люди, как бы - уже изначально страдающие каким-либо расстройством психики. Потом, - люди, в какой то мере, - не предрасположенные к интеллектуальному труду. С достаточно устойчивой «черствостью» психики. Люди, лишенные возможности проявления ярко выраженных эмоций. Желающие казаться нейтральными. А на самом деле - зачастую, попросту слегка туповатые.

На подобных людей цивилизация не действует. Ни как. А ставящаяся во главу угла толерантность, - (одна из форм оправданий собственного безразличия), - как ни странно, способствует, просто напросто, дальнейшей приспосабливаемости подобных индивидов. А, иной раз, - и значительной (их) жизненной активности. (Зачастую, вследствие, - опять же, - способности не реагировать на обстоятельства.)

Одним из способов проверить принадлежность к тем или иным субъектам, может являться наблюдение за тем, как поведет себя человек, если узнает, например, о смерти кого-то из близких?..

И уже тогда, - в одном случае (ситуация близка тем, на кого, по сути, и была обращена упоминаемая нами работа Фрейда) - будет нарастать внутренний протест. Самобичевание. Поиск виновности - внутри себя. Обвинение в собственных (и, на взгляд подобного индивида, непременно совершенных) ошибках.

В другом же, - случившееся будет лишь очередной: новостью. Неприятной, по сути. Но - не более того. Т. е. - почти ничего, в данном случае, не будет выходить за рамки самолюбования. А тем более, даже намека, - на какую-либо (собственную) виновность. Это,

как бы уже изначально, исключается. (Как говорится: что случилось - то случилось. Зачем же из этого переживать?..)

Как ни странно, но людей с подобным мнением - большинство. В какой то мере можно заключить, что мир вообще - состоит из подобных субъектов. Ничтожных, - в своей: бесчеловечности. Людей, с подмененными (личностными) качествами. С искривленным пониманием добра и справедливости. И уже тогда - лишь только на небольшой горстке поистине великих людей (способных на переживания, проявления чувств, выражение эмоций), этот мир и существует! (В ином случае, - рабочие бы черви сожрали сами себя. Лишив цивилизацию - будущего.)

Однако, нам, по всей видимости, стоит поговорить о возможности наличия некой альтернативы. Для того, чтобы эта самая горстка культурных людей - способна была оставаться такой же. Выжить.

Т. е., не разобщиться, разделившись на множество отдельных субъектов, поглощенных развитием собственных болезней, расстройств психики. А значит, - и желанием избавится от них.

И в этом случае, для подобных индивидов (испытывавших всяческие душевные волнения от собственного «окультуривания») следует предложить уже упоминаемую нами необходимость на какое-то время возвратиться к первоистокам цивилизации. А значит, - выражать свои чувства так, как то делали первобытные люди. Предки. Попытаться отпустить собственное бессознательное. Дать волю - собственным, природным (архаичным), инстинктам.

И тогда будет лишь только одна опасность: «заиграться».

Но и зато вознаграждение, поистине, неоценимо огромное - выживание!

Гл. 14. Душевный садо-мазохизм

По определению Эбингена и Фрейда, садизм - это причинение боли (а отсюда и страданий) кому-либо, а мазохизм - наоборот, получение этой самой боли или страданий.

На наш взгляд, следует достаточно четко разделять садо-мазохизм (Фрейд в ст. «Три очерка по развитию сексуальности» полагал, что садизм и мазохизм достаточно неразрывно существуют в одном и том же человеке. Единственно - какое-либо одно «качество» может быть представлено в несколько большем виде, хотя вполне допустимо и своего рода «равновесие»), так вот, разделять мазохизм на физический (т. е. непосредственно осуществляемый при сексуальных отношениях) и душевный. Как раз о последнем, и пойдет речь.

Прежде всего, заметим, что т. н. душевный мазохизм (более предпочтительнее нам все же говорить именно о нем) распространен не у всех людей, хотя и встречается довольно часто. Но, как бы то ни было, наиболее к нему предрасположены люди интеллектуальных профессий. А быть может если еще более очертить круг - то можно предположить, что т. н. наибольшей «предрасположенности», будут подвержены люди творческих профессий. Хотя, допускаем, что в чем-то можем и ошибаться.

Но уже как бы то ни было, заметим, что, по всей видимости, как одно из непременных условий образований (или наличия) у какого-либо индивида душевного мазохизма, - это его первоначальная склонность к неврозу.

Другими словами, получается что невроз - а за ним и различные формы невротических состояний (т. н. нервозности) - как бы являются следствием образования душевного мазохизма (или садо-мазохизма, если угодно).

Что же в этом случае он из себя представляет?

Мы уже выяснили, что мазохист - это человек «желающий» испытывать на себе боль. В данном случае слово «душевный», - стоящее перед обозначением такого рода перверсии, - практически означает что боль, которую он будет испытывать, совсем даже не физического (что в иных случаях, еще как-то можно если стерпеть, то, по крайней мере - прекратить по первому желанию), а душевного характера. Причем душевный мазохизм - а значит и душевная боль - (по своим ощущениям) - значительно «нестерпимее» физической. И уже почти наверняка - ее нельзя так сразу (как в случаи воздействия на тело, или физическую оболочку) прекратить. Тем более тут верно и то, что даже после прекращения непосредственного контакта (в данном случае воздействия на психику), сама боль - все равно остается. А значит, уже можно говорить о степени «долговечности» подобного контакта. И в случае с душевным мазохизмом - сила воздействия на психику (сила испытывания душевных мук, страданий, терзаний) может не только значительно варьироваться (почти всегда автономно, т. е. независимо от «установок» самого человека), но и даже нарастать в конце; уже после того как первопричина если и не устранена (наличие ее как раз и поддерживает «огонь»), то уже значительно удалена от времени начала возникновения.

Подобное не подлежит никакому сомнению, как и то, что индивид, хотя бы раз-два почувствовавший себя в роли садо-мазохиста, - будет непременно пытаться испытать подобное «удовольствие» еще и еще. И это не только верно, но и, по всей видимости (должны же быть точки соприкосновения) «роднит» оба направления подобной перверсии. Причем, можем даже допустить, что в данном случае душевный мазохизм - наиболее длителен по самому своему существованию у данного индивида (садо-мазохиста), т. к. - как мы уже отмечали - базируется на уже существующем у него неврозе, от которого, быть может, и избавиться невозможно (а лишь удается на какое-то время «заглушить» проблему).

Так что же все таки из себя представляет душевный мазохизм?

Попробуем разобраться.

Возьмем первопричину возникновения. Как мы уже выяснили - это невроз. Именно он «питает» его, способствует возникновению, и препятствует избавлению от него же. Однако, в какой-то мере, сводить существование мазохизма только к неврозу, было бы, пожалуй, слишком просто. И, по крайней мере, означало бы, что избавление от одного - неминуемо приводило бы и к исчезновению другого. Но это не так. А значит, теперь уже можно говорить о том, что в каких-то случаях, садо-мазохизм может быть и никак не связанным с неврозом. Существовать отдельно, и независимо от него.

И тогда он становится по настоящему опасен. Тем более, что, как мы уже заметили, человек, раз, испытавший боль - становится «заложником» этой самой боли, и стремится испытывать ее еще и еще. И при этом (что тоже достаточно любопытно), - всячески стремится избавиться от своей подобной перверсии.

И уже тут мы подошли к тому, чтобы начинать различать наше сознание (а стремление избавления, по всей видимости, именно сознательное; а от того и, в какой-то мере, бессильное) от подсознания. Бессознательного.

Бессознательное значительно сильнее, если так можно выразиться - «объемнее», и уж никак не способствует - самой природой существования - от избавления от него. Можно даже сказать, что оно (бессознательное) вечно. Ибо получает не только ежедневную «подпитку» (в виде ежесекундно поступающей информации, прерываемой только естественным сном индивида), но и базируется как на (пройденном) жизненном пути индивида, так и, - если иметь ввиду существование коллективного бессознательного, - на опыте предшествующих (данной жизни индивида) поколений.

И тогда уже это та «сила», с которой совсем не реально и справится. Совладать. И что уж точно, достаточно ошибочно не принимать ее всерьез.

Рассмотрим, как же образуется наше бессознательное.

Все то, что происходит в результате нашей жизни в социуме (встречаемые нами люди: общение с ними, какая-то получаемая информация, - причем не только вербальная, но и посредством знаков, символов, жестов и т. п., прочитанные книги, просмотренные теле-и кинофильмы, театральные постановки, различного рода представления, т. е. всего того, на что, так или иначе, реагирует - и отмечает - наш глаз, равно как и остальные органы чувств), - непосредственно никуда не исчезает, и отправляется прямиком в бессознательное. Даже если нам кажется, что мы «не помним» этого. Т. е. уже собственно память, будет выполнять некую вспомогательную (и совсем не главную) роль. Но если учитывать, что все, так или иначе, будет сохраняться в памяти (и на самом деле откладываясь именно там), то можно вполне признать за памятью некую первостепенную функцию; хотя стоит отметить и роль мозга (своего рода - основа основ); и тогда уже именно ему (в полной мере) мы и должны быть за все «благодарны».

И вот как раз это бессознательное, в данном случае и «отвечает» за то, что индивид «старается» испытать чувство душевной боли, мук, страданий, терзаний (что, собственно, и несет в себе мазохизм), а «садист», - наоборот, - «стремится», чтобы все вышеперечисленное, мазохист получил. В полной мере, и без ссылок на авторитеты. (Причем, вполне может так случиться, что один и тот же человек, в одном случае способен «доставлять» кому-нибудь подобное страдание, а в другом - как бы и наоборот, - меняется с ним ролями. Причем уже заранее сложно предположить, что же ему нравится на самом деле больше). К тому же так может получиться, что наш индивид, доставляя кому-то страдание - раскаивается в этом, и уже почти тотчас же - испытывает чувство вины. Вины, которая несет в себе - быть может точно такое же, если не большее - страдание. А значит уже можно говорить о том, что этот индивид становится не только садистом, но и почти одновременно с этим - мазохистом. И тогда уж точно объединяются в одном и том же человеке две так характеризующие его черты - два разноплановых направления одной и той же перверсии.

Вероятно, многим приходилось видеть выступления эстрадных гипнотизеров (кто по старше отлично помнят господина Кашпировского) И, наверное, всех поражал, в частности, такой номер: маэстро быстрым, эффектным движением прокалывал длинной иглой руку своему загипнотизированному ассистенту. А тот никак не реагировал на эту малоприятную процедуру. Ни одна мышца его лица не приходила в движение, ничто не говорило о том, что ему больно. Да что мышцы! В конце концов, деятельность подчиняется сознанию и усилием воли можно добиться их неподвижности, несмотря на сильное внешнее раздражение. Но даже кровь - эта непослушная жидкость, подвластная, казалось бы, только своим, весьма своеобразным законам,- почему-то и она изменяла им: ни одна капля не выступала в тех местах, где игла проходила сквозь кожу.

Что это, фокус? Может быть, в глубине иглы есть узкий канал с лекарствами, снимающими боль и останавливающими кровотечение? Нет! Гипнотизер пользуется обычной иглой, которая действительно проникает сквозь живую ткань, а человек не чувствует боли, и кровь вопреки обыкновению не покидает русла проколотых сосудов.

Чем же это объясняется? Ведь каждый знает по собственному опыту: стоит только уколоть палец, как возникает острая боль и на месте укола появляется яркая красная капля. Почему же одно и то же воздействие вызывает в разных случаях столь различные реакции?

Секрет этого номера программы состоит в том, что гипнотизер посредством внушения ввел своего ассистента в особое состояние, при котором можно резко изменять функции организма. В частности, вызвать нечувствительность к боли и заставить кровеносные сосуды сильно сжиматься. Следовательно, все сводится к внушению.

Почему же внушение столь эффективно в данном случае? Ведь в поведении гипнотизера, казалось бы, не было ничего особенного: он сделал ряд пассов - несложных движений руками перед лицом ассистента - и сказал ему всего лишь несколько слов. И, тем не менее достиг результата, какого нам не добиться, если мы даже будем целый час размахивать руками и произносить длиннейшие монологи. Очевидно, в действиях гипнотизера есть нечто глубоко специфическое, что отличает гипнотическое внушение от обычного, которым мы пользуемся в жизни.

Что такое внушение, известно всем. Мы понимаем под ним такой процесс, во время которого один человек передает другому определенные приказания с тем, чтобы тот, другой, принял их безоговорочно и, следовательно, начал думать и действовать согласно данным приказаниям. Внушение отличается от другого процесса - убеждения, где один критически, а не безоговорочно воспринимает логику мыслей другого и, в конце концов, соглашается с приводимыми доводами. Таким образом, сидящему в комнате можно, например, внушить, что он находится на берегу моря, но убедить его в этом нельзя.

Для того, чтобы человек поддался внушению, его сознание должно находиться в состоянии определенной пассивности - только при этом условии он примет на веру все то, что ему внушают. В лабораториях академика И. П. Павлова было доказано, что в основе такого состояния лежит точный физиологический процесс - заторможенность клеток коры головного . Но эта заторможенность имеет свои специфические особенности. Она не охватывает всей коры, как это бывает во время настоящего сна, а распределяется по большей части вещества головного мозга, оставляет участок, где доминирует процесс возбуждения. Вот такое состояние нервных клеток в коре мозга, когда основная их масса заторможена, а на этом фоне функционирует очаг возбуждения, и служит физиологической основой, делающей человека внушаемым.

В силу такого неравномерного распределения процессов торможения и возбуждения нарушается нормальная работа всей коры. И поэтому человек теряет возможность с достаточной критикой относиться к внешним раздражениям, в частности к словам другого человека. Образно говоря, он становится похожим на узника, для которого восприятие всего внешнего мира ограничено узким окном, пробитым в толстой стене. Все остальное, что находится за ее пределами, не является для него действительно существующей реальностью. Ему можно сказать, например, что с задней стороны тюрьмы образовалось море или выросли горы - И он поверит, ибо не в состоянии проникнуть за стены и убедиться собственными глазами в правильности этих сообщений.

Многочисленными экспериментами установлено, что есть ряд факторов, вызывающих на определенный период времени столь своеобразную и неполную заторможенность клеток в коре головного мозга. Основные из них - слабые, ритмичные раздражения, например, такие, какими пользуется мать, когда успокаивает, убаюкивает засыпающего ребенка; или сильные, внезапные раздражения, к примеру, громкий окрик, после чего некоторые замирают на месте «как вкопанные»; или условно рефлекторные связи, в силу чего человек, привыкший, например, изо дня в день ложиться спать ровно в одиннадцать, к этому времени начинает чувствовать непреодолимую сонливость.

Причем установлено следующее; если периодически вводить головной мозг в такую частичную заторможенность, или, что одно и то же, вызывать у человека состояние повышенной внушаемости, то с каждым разом этот процесс будет течь все с большей скоростью и легкостью. Говоря другими словами: если гипнотизеру при первом знакомстве со своим будущим ассистентом надо было, предположим, полчаса, чтобы добиться необходимых результатов гипнотического воздействия, то через пять-шесть сеансов для этого потребуется всего лишь несколько минут. Следовательно, внушаемость можно развивать. А какими методами при этом пользоваться - воздействием ли ритмичными одинаковыми раздражителями, например пассами, или резкими, внезапными, - дело выбора того специалиста, который проводит внушение.

Поэтому на эстраде гипнотизеру надо буквально мгновение, чтобы вызвать у своего ассистента, с которым он работает немало лет, состояние гипнотической пассивности. А через участок сохранившегося возбуждения - «окошечко» в заторможенной коре мозга своего помощника - он поддерживает с ним контакт и воздействует на него согласно программе выступления.

Надо сказать, что способность к внушаемости свойственна в той или иной мере почти всем людям. Так что эта особенность психики вполне нормальна. Причем ее степень у одного и того же человека имеет весьма большой диапазон, И если он был, предположим, накануне очень внушаем, то завтра может не поддаться воздействию даже специалиста-гипнотизера.

Но самая интереснейшая особенность внушенного состояния заключается в том, что через пункт возбуждения в коре головного мозга, который бодрствует на фоне массы заторможенных, или, вернее, приторможенных клеток, можно воздействовать на самые различные функции организма. Исследования академика К. М. Быкова и его учеников показали, что любой орган нашего тела связан нервными путями с корой головного мозга, имеет в ней, так сказать, «свое представительство». Причем связи между корой и внутренними органами обоюдны. Этим, с одной стороны, объясняются такие факты, как изменение деятельности сердца или появление некоторых кожных болезней под влиянием психических переживаний. А с другой стороны, становится понятным, почему, например, ухудшается настроение и падает умственная работоспособность, когда заболевает тот или иной орган.

Точно установлено, что в тех случаях, когда в заторможенной коре есть лишь одно «окошечко», один бодрствующий пункт, через который загипнотизированный связан с внешним миром, в частности с гипнотизером, то этот очаг возбуждения как бы берет на себя все функции по связям с внутренними органами, которые были раньше распределены по всей коре. И по этому единственному каналу гипнотизер может в любом направлении воздействовать на состояние того или иного органа. Причем воздействовать только одним, казалось бы, самым несильным, самым нематериальным способам - словами.

Но слово всемогуще, ибо каждая функция нашего организма имеет свое более или менее точное название, то есть имеет свой словесный знак, обладает своим словесным двойником. И поэтому, когда загипнотизированному говорят, что ему, предположим, жарко, то на его коже действительно появляются капельки пота - одного из компонентов того состояния, при котором температура тела повышается.

К тому же слово-внушение, направленное к внутренним органам через «окошечко» в заторможенной коре, действует значительно сильнее, чем сказанное человеку, находящемуся в бодром, незагипнотизированном состоянии. Подобно тому как легче идти по «живому коридору», чем пробираться через густую толпу, так и слову - возбудителю тех или иных функций легче «добраться» до определенного органа, когда вся кора выключена и среди заторможенных клеток для слова проложен четкий, свободный путь.

Потому оно и доходит так беспрепятственно к месту, куда адресовано, и производит такие изменения в органах, которые невозможно вызвать в бодрствующем состоянии. А когда большинство нервных клеток заторможено, то они ничем не могут помешать слову, направленному гипнотизером. То есть загипнотизированный человек не в состоянии критически воспринять смысл сказанного и как-то помешать его воздействию, хотя в некоторых случаях, когда приказ носит характер, явно несовместимый с моралью или желаниями загипнотизированного, он может так или иначе не подчиниться ему. Но когда нет такого внутреннего сопротивления со стороны того, кому производится внушение, то ему можно не только «заговорить кровь», но и вызвать много более сложных процессов в самых различных органах, даже в самом головном мозге.

Кроме прямого внушения, направленного одним человеком непосредственно к другому, есть также косвенное, при котором воздействие осуществляется через какой-нибудь предмет или дополнительный фактор. Так, например, опытный, пользующийся авторитетом врач может внушить больной, что лекарство, которое на нее раньше не действовало, теперь окажет необходимую помощь. И действительно, после веских слов, сказанных в обычной беседе, пациентке становится легче от порошков, на которые она уже было махнула рукой. Практика показывает, что косвенное внушение нередко дает больший эффект, чем прямое. Поэтому некоторым и помогает та «святая вода», которую обманщики ради удобства берут из ближайшего колодца.

Бывает и так. Больному можно внушить, например, что улучшение у него наступит не сразу, а, предположим, завтра в полдень. И оно наступает именно в этот час. Следовательно, внушенное воздействие на организм может как бы самостоятельно поддерживаться в коре головного мозга в течение определенного времени, или, говоря проще, слова внушения способны сохраняться в памяти человека и оказывать на него необходимое воздействие через некоторый, заранее установленный срок. Причем не только один раз, но и многократно.

Продолжение следует.

P. S. О чем еще думают британские ученные: о том, что также с помощью великой силы внушения и самовнушения можно было бы сделать любое обучение в разы более успешным и продуктивным. И к слову все продвинутые курсы и мастер-классы (как например, на сайте http://spb.kursof.ru/) уже используют разные продвинутые методики внушения, работают с установками на непременный успех, занимаются нейролингвистичным программированием и тому подобное.

Избавление от болезней, улучшение своего материального состояния и личной жизни зависит исключительно от нас, считают многие. Для этого достаточно четко сформулировать желание и безоглядно верить в него. Но, как уверяют специалисты, этим возможности нашего подсознания не ограничиваются. Самовнушение может сыграть с человеком и злую шутку.

Исцеление через газету

Редактор одного из американских изданий накануне сдачи номера оказался в весьма затруднительной ситуации: полполосы пустовало, а достойного материала все не было. Недолго думая он воспользовался запрещенным приемом - состряпал весьма интересную историю о целителе из Сибири. Портрет героя был вынесен на обложку, а рассказ о его жизни размещен на свободной полосе. История сибирского мага была потрясающей. В молодости он работал геологом, искал 8 тайге золото и уран. А после страшной автокатастрофы, в которой погибла вся его семья, старик открыл в себе необычные способности - начал предсказывать будущее и исцелять людей. Причем магу достаточно было взглянуть на фотографию больного, как все болезни того тут же отступали. В конце статьи всем желающим автор предложил прислать фото в редакцию и проверить способности героя его статьи. И напоследок - приписка: «Если пациент в течение трех месяцев после отправки письма почувствует облегчение, то он может отблагодарить колдуна».

Вся история «мага» была выдумкой от начала и до конца, а фотографию старца сообразительный редактор сделал в «Фотошопе», причем на основе своего собственного портрета. Но самое интересное началось потом. В редакцию стали приходить сотни писем с благодарностями и рассказами о чудесных исцелениях, копиями заключений врачей и банковскими чеками. «Колдун» действительно помог!

Сила страха

Но порой, для того чтобы исцелить человека, нужны более радикальные меры. Интересный в этом плане случай произошел в Москве. Отряд милиции выехал на захват особо опасного преступника. По ошибке оперативники вломились не в ту квартиру. С мужчиной, лежащим на диване, они особо не церемонились. Стражи порядка вначале кричали: «Встать!» - а потом начали пинать ногами диван. Мужчина с перепугу вскочил, сделал несколько шагов и упал. Через несколько минут он опять поднялся и снова упал. Тут в комнату вбежала изумленная соседка: «Ой, как же он у вас ходит, ведь два года он был парализован!» Видимо, сильнейший стресс и испуг заставил старика снова встать на ноги.

Нечто подобное происходит и с людьми, которые прикованы к инвалидному креслу. В экстремальных ситуациях, когда от их действий зависит жизнь близкого человека, они неожиданно могут встать с коляски. Очевидцы, которые прошли через это, говорят, что в такие моменты у них возникает лишь одна мысль: «Я должен спасти человека!» И им это удается!

Сглаз берет тех, кто в него верит

Интересными с точки зрения самовнушения являются так называемые порча и сглаз. Парапсихологи уверены, что эти явления напрямую зависят от восприятия самого человека. Как правило, именно у тех, кто в это верит, обнаруживаются «венцы безбрачия», закрытый доступ к успеху, заговоры на различные недуги и т. п.

Попала под такое влияние и одна молодая оперная певица. Перед важным концертом она неожиданно потеряла голос. Причем, когда она разговаривала, все было в порядке, но стоило ей начать петь, как голос исчезал. Девушка обращалась за помощью к лор-врачам, но те топько разводили руками: с голосовыми связками все было в полном порядке. Тогда певица решила сходить к психологу. Специалист предложил ей в деталях припомнить вечер, когда впервые пропал голос: как она была одета, какие на ней были украшения, с кем общалась, какие чувства испытывала.

Девушка вспомнила, что в тот вечер, проходя через толпу людей в вестибюле театра, она поймала на себе взгляд одной из коллег - стареющей примы. В ее взгляде была видна зависть и злость. И позднее, когда девушка попыталась запеть, в памяти все время всплывали эти злые, завистливые глаза, а из горла вместо чарующих звуков вырвался хрип.

Как только все воспоминания были восстановлены и мысленно отпущены, голос вернулся к молодой женщине, а вместе с ним - слава и успех. Только теперь во время концертов она всегда клала на рояль иконку - на всякий случай, для защиты от «сглаза».

Как писатели за героев переживают

Наверняка вы замечали, как сама мысль о заболевании вызывает недомогания и болезненные ощущения. Но порой наши переживания способны провоцировать не только боль, но и телесные повреждения. К примеру, писатель Максим Горький однажды настолько проникся переживаниями своей героини, убитой ударом ножа, что сам упал на пол, а на груди у него открылись кровавые раны. Все точно так, как он и описывал в своей книге.

Нечто похожее приключилось и с французским писателем Гюставом Флобером, Правда, у него творчество отразилось не на телесном, а на душевном здоровье. Писатель настолько переживал за свою Эмму Бавари, что пропустил все терзания героини через себя и в итоге оказался в психиатрической лечебнице.

Хорошо известен и феномен стигматиков. На их теле без причин появляются кровавые отметины. Психологи связывают это с истерией, вызванной религиозным экстазом и желанием испытать на себе муки Христовы.

Липовый диагноз - путь к недугу?

Некоторые врачи с удовольствием пересказывают любопытную историю: в одной лаборатории перепутали анализы двух пациентов. Одному - здоровому - сказали, что он болен раком. А онкологическому больному - что он совершенно здоров. Каково же было удивление врачей, когда здоровый мужчина заболел раком и вскоре умер, а тот, которого считали безнадежным, поправился всего за пару недель! Чудо или сила самовнушения? Психологи склоняются ко второму варианту ответа.

Часто здоровые люди сами приписывают себе болезни, которые со временем становятся реальностью. К примеру, многие служащие в надежде увильнуть от работы сетуют начальникам на головную боль или повышенную температуру. И в течение дня все эти симптомы становятся налицо.

А что уж говорить о школьниках и призывниках. Они готовы отдать любые деньги за липовую справку, чтобы пропустить уроки физкультуры, экзамены или «откосить» от армии. Так, родители одного юноши купили справку, в которой написали, что у их сына частично парализована рука. В армию парня не забрали. Но он недолго радовался. Через пару месяцев рука и вправду начала отсыхать. Врачи разводили руками. Лечебные процедуры не давали никакого эффекта. Удивительно, но увечье исчезло само собой, после того как родители ради эксперимента попросили врача зачеркнуть в медкарте парня вымышленный диагноз.

В похожую ситуацию попала и одна писательница. Будучи студенткой, она использовала любые уловки, чтобы избежать сдачи нормативов по физкультуре. Однажды у нее появилась справка о разрыве сухожилий на ноге. Наказание настигло ее много лет спустя -во время очередной тренировки в тренажерном зале. Выполняя приседания, она вдруг почувствовала жуткую боль в ноге. После осмотра врач озвучил неутешительный диагноз, поставленный ей ранее.

Еще одна особа в юности для разнообразия решила сфотографироваться в «хулиганском» виде: с растрепанными волосами, в черной футболке с металлистской символикой и косой в руках. Передний зуб во рту она заклеила черной бумажкой. На фото это выглядело так, словно зуба вообще нет. Через несколько лет девушка попала в аварию и выбила себе тот самый заклеенный зуб.

Объяснение может быть только одно: заболев понарошку, мы каким-то образом программируем себя на настоящую болезнь или травму. Специалисты уверены, что выход один -не приписывать себе выдуманные болезни, несчастные случаи и неудачи. А то мало ли, как отреагирует на это наше подсознание.

ИСЦЕЛИ СЕБЯ САМ

Если болезни можно «притянуть», то почему нельзя исцелить свой организм только при помощи мысли? Многие психологи уверены, что возможности нашего подсознания безграничны. Они предлагают в случае болезни представлять себе, как луч света пронизывает тело и забирает недуг. Таким образом мы якобы можем очистить свою ауру от негативной энергии, а тело - от болезней. Но статистика подобных методов лечения, увы, неутешительна. Победить серьезное онкологическое заболевания таким образом удается лишь одному-двум счастливчикам из ста. Поэтому медицинское обследование и традиционные методы лечение пока никто не отменял.

ТЫ-ЛУЧШИЙ

По мнению парапсихологов, наши мысли, слова и чувства материальны. Они обладают способностью воздействовать на нас и на других людей. Все просто: мы произносим определенную установку, которая откладывается в нашем подсознании, а затем воплощается в жизнь.

Что же делать? Прежде всего учиться подавлять в себе негативные мысли и эмоции по отношению к другому человеку. Ведь, скажем, обвиняя собственного ребенка в том, что он «тупица» и из него «никогда не выйдет толк», мы бессознательно программируем его на негатив. Он рискует прожить всю свою жизнь с твердым убеждением в своей никчемности.

Конечно, бывает, что унижаемые в детстве люди назло всем вырастают вполне успешными. Но стоит учитывать, что такие случаи - скорее исключение, чем правило. Подавляющее большинство успешных людей слышали от своих родителей: «Ты самый лучший! У тебя все получится!» Такие люди не боялись ошибаться и уверенно шли к своей цели.

Хобби