Помогаем ребенку хорошо закончить учебный год. Последняя четверть: как мотивировать ребенка учиться Что делать в конце учебного года

Фото: Yury Kisialiou/Rusmediabank.ru

Совсем скоро начнутся долгожданные летние каникулы. Но школьники, кажется, учатся из последних сил. А ведь в конце учебного года проводятся контрольные, тесты и многое другое, от которого зависит годовая оценка. Как же поддержать школьника в конце весны?

Прогулки и отдых

Обязательно надо хотя бы час проводить на свежем воздухе. Прекрасно, если ребенок будет гулять и . Если же такой возможности нет, стоит выходить на получасовую прогулку перед сном. Это поможет расслабиться и хорошо заснуть.

Что касается сна, ребенок должен спать не менее восьми часов в сутки. Причем перед сном следует отказаться от шумных фильмов или компьютерных игр. Лучше побеседовать, почитать. Полезно выпить чай с мелиссой или молоко с медом. Если есть желание и возможность, можно устраивать тихий час и среди дня. Например, сразу после школы ребенок может поспать часок и тогда уже приступать к урокам.

В течение дня необходимо не только учиться, но и отдыхать. Делать это можно по-разному. Все зависит от того, чем хочет заняться ребенок. Он может почитать, порисовать, поиграть с друзьями. Но не стоит отдыхать 2-3 часа, а поздно вечером садиться за уроки. Лучше отдохнуть часа 1,5, затем сделать пару уроков и снова отдохнуть полчаса. То есть, отдых и учебу чередовать.

Здоровье и иммунитет

Весной организм нуждается в дополнительных витаминах и минералах. Поэтому в этот период ребенок может чрезмерно уставать, постоянно чувствовать сонливость, апатию. К тому же из-за сниженного иммунитета весной школьника подстерегают простуды и грипп. Как поддержать здоровье ребенка и укрепить его иммунитет?

Прежде всего, нужно скорректировать питание. В меню ребенка должна быть красная рыба, орехи, свежие овощи и фрукты, зелень, морепродукты, мед. Не стоит забывать и про каши. Очень полезно в это время пить травяные чаи и ягодные морсы. А еще весной не стоит ограничивать ребенка в сладком (конечно, в разумных пределах). Горький шоколад, зефир, пастила помогут улучшить работу мозга. Кроме того, можно давать ребенку комплекс витаминов и минералов.

Примерное меню школьника может быть таким:
утром: каша с ягодами и орешками, бутерброд с зеленью и отварным мясом, сок;
перекус: фрукты;
обед: суп, запеченная красная рыба, салат, морс;
полдник: творог с медом;
ужин: омлет с овощами и морепродуктами, кефир;
перед сном: травяной чай с ложечкой меда.

То есть, рацион должен быть сбалансированным и в меню должны быть самые полезные продукты для укрепления иммунитета.

Обязательно в этот период нужно строго придерживаться режима дня. Сон, еда, учеба, отдых, прогулки – все это должно быть вовремя. Не стоит делать уроки до 11 часов вечера или пропускать прогулку. Именно правильный распорядок дня поможет ребенку лучше себя чувствовать и не переутомляться.

Психологические моменты

Очень важен в этот период эмоциональный настрой ребенка. Ведь с одной стороны школьнику необходимо собраться с силами и хорошо закончить учебный год, с другой стороны, и у него недостаточно сил для учебы.

Поэтому необходимо подбодрить ребенка и создать максимально комфортные условия для учебы.

Вот несколько советов:
вовремя гасить конфликты – конец учебного года – не время для ссор. Поэтому важно избегать конфликтов и в семье, и между учеником и учителем;
чаще обнимать и гладить – ребенка нужно чаще обнимать, жалеть, говорить о том, что вы его любите. Даже, если ребенок не слишком стремится к объятиям (особенно это свойственно подросткам), они все равно ему необходимы;
гасить честолюбие в отношении оценок – некоторые дети являются перфекционистами и переживают даже за четверку. Стоит объяснить школьнику, что пара не отличных, но удовлетворительных оценок ничего не изменят в общей картине успеваемости. А значит, надо заботиться о получении знаний больше, чем о получении отличных оценок;
уважать лень – лень является защитной реакций организма на и стресс. Поэтому иногда ребенку нужно дать полениться, но все должно быть в пределах разумного;
снизить нагрузку – возможно, стоит на пару дней или недель отказаться от дополнительных занятий, а больше времени уделить учебе. Однако если ребенок очень хочет пойти на занятия по рисованию, например, не стоит его отговаривать. Вполне возможно, что именно там школьник отдыхает от учебы;
определить, каким образом можно мотивировать ребенка – кому-то помогает угроза лишения долгожданного события, а кому-то необходимо вознаграждение за хорошие оценки.

И еще: если видно, что ребенок очень устал, стоит выбрать один день в неделю (когда нет серьезных уроков или нет контрольных и самостоятельных работ) и прогулять его. Но это можно практиковать крайне редко, иначе школьник поймет, что пропускать учебу можно. Если ребенок действительно выдохся, а впереди еще учиться и учиться, такой отдых поможет ему встряхнуться.

Солнышко начинает светить ярче все в природе начинает расцветать , а вот у нас людей - все по-другому. Низкие оценки в школе, частые жалобы на головную боль, быстрая утомляемость. Причина ясна: в зимний период организм использовал практически все ресурсы, а овощи и фрукты не содержат необходимого количества витаминов, да и нагрузка у детей в школе довольно велика. А вашего ученика ждут годовые контрольные работы и тестовые экзаменационные задания.

Как же помочь справиться детскому организму в периоды недомогания?

1. Переутомление накапливается у детей, у которых нарушен режим дня. Никогда не поздно его наладить и привести в порядок. Работа должна чередоваться с отдыхом. Ученик должен вовремя, причем в одно и то же время ложиться спать и вставать четко по времени. К режиму ребенка надо приучать и при этом избавить его от излишнего контроля, а иначе вы из любящих родителей превратитесь в надзирателей. Тут действует правило трех «само» - самооценка, самоконтроль и самоанализ. И эти правила на всю жизнь.

2. Малоподвижный образ жизни влияет на снижение работоспособности школьника. У ребенка должны быть прогулки по свежему воздуху каждый день. С приближением весны дни светлее и теплее и вполне подходят для частых прогулок с подвижными играми на свежем воздухе.

3. Дети физически слабые либо часто болеющие в зимний и весенний период страдают синдром хронической сонливости. Дайте такому ребенку возможность выспаться, вне школьных дней. Обеденный сон также полезен, но не забывайте что наиболее благоприятное время для учеников младших классов с 13.00 до 15.00, а продолжительность сна не более часа.

4. Одной из причин утомляемости является безмерное честолюбие, но не ребенка, а мамы и папы. Такие школьники должны все делать лучше всех, быть всегда впереди а детский организм истощен и резервы на исходе. Родители уровняете планку своих требований, дайте ребенку выполнить что-то в меру его возможностей. Просто невозможно везде быть лидером.


5. Не забывайте о том, что каждый ребенок индивидуален. Существует разделения психотипа детей на «спринтеров» и «стайеров». Первые из них активны подвижны действенны за все берутся с охотой, вторые же медлительны, прежде чем что-то сделать долго подумают и боятся всевозможных перемен. Присмотритесь внимательно к своему ребенку и не требуйте от него то что противоречит его психотипу.

6. Лень. Большинство родителей считают своих детей ленивыми и не хотят замечать, что под ленью скрыт протест против того, что ребенку не интересно. Пересмотрите тот период вашей жизни, и вы сможете выявить причину, проблемы снимите часть требований с ребенка и вы увидите результат.

7. Правильное питание ученика должно быть на первом месте, а особенно у детей с уставшим организмом. Сделайте рацион ребенка насыщенным зеленью, рыбой, мясом, бобовыми, орехами. Приучите пить свежевыжатые соки и травяные чаи. Не ограничивайте в сладком (за исключением детей, которые подвержены аллергиям и болеют сахарным диабетом) ведь сладкое снижает уровень стресса.

Дорогие родители, наполните «витамином Л» - Вашей Любовью жизнь ребенка.

Чаще говорите с чадом, обнимайте и обязательно целуйте перед сном.

Как поддержать ребенка в конце учебного года, если силы уже на исходе и хочется гулять?

Эти нехитрые приемы помогут школьнику собраться с мыслями, чтобы успешно закончить год.

Метод «от противного»

Если вы счастливый родитель самостоятельного ученика, который прекрасно обходился без вашей помощи весь год, все просто. Предложите ребенку небольшое ежедневное и еженедельное вознаграждение за успехи в учебе. Сознательному школьнику любого возраста будет приятно получить вкусняшку или билет в кино.
Награда ценна, но еще важнее ваши внимание и забота.
Тем, кто с 1 сентября корпел над уроками вместе с ребенком, советуем удивить его. Заберите школьника с занятий в середине дня, накормите любимым обедом и проведите время вместе. Играйте в настольные игры, гуляйте в парке или смотрите кино, а на следующий день позвольте ему выспаться вдоволь.
За два дня без школы ничего не случится, а вот внезапная смена обстановки и общение с вами придадут сил.
Ребенок почувствует, что вы его понимаете и поддерживаете, а это главное условие успешной учебы.

Техники самоорганизации

Некоторые ребята считают дни до лета, иногда даже ставят крестики в календаре. Предлагаем пойти дальше: изобразите оставшийся срок обучения в виде гоночного трека или линии времени и повесьте на видном месте.
Поставьте отметки каждой недели и важных дедлайнов в виде вертикальных линий (засечек) с подписями. Например, отчетный концерт в музыкалке, контрольная по географии. Пусть ребенок сам отмечает прогресс: на гоночной трассе перемещает болид на булавке или магните от вешки к вешке, на линии времени закрашивает участок прожитых дней.
Наглядная картинка покажет прогресс. Когда видны успехи, легче трудиться.
При этом план важных сроков будет перед глазами, и ребенок ничего не упустит.
Другой подход поможет распределить силы, когда их не так много. Предложите ребенку написать на отдельных листках названия важных дел последней четверти, например исправить двойку за тест по истории, подготовить выступление на последний звонок для 9-классников.
Под каждым делом нужно прописать три уровня выполнения: минимальный, средний и высокий. Все индивидуально: для кого-то пересдать историю на «четверку» – это высокий результат, а для кого-то низкий. К концерту для выпускников необязательно готовить хореографический этюд с вокальным сопровождением, на минимальном уровне это может быть только песня или стихи.
Ученик должен сам определить, что для него достаточный результат, а что превосходный.
Так он расставит приоритеты, потратит минимум усилий на мелочи и посвятит время важным делам.

Человеческий фактор

Познакомьте ребенка с увлеченным профессионалом. Обычно школьники записываются в секции, кружки и клубы осенью, так что не ждите высоких результатов от занятий в конце года. Смысл в том, чтобы ребенок погрузился в новую атмосферу, попробовал себя в другой деятельности.
Найдите такое место, где преподаватель или тренер точно зацепит вашего ребенка: кружок робототехники, курсы болгарского языка или школу уличного танца.
Когда в жизни появляется новое яркое пятно – регулярные занятия любимым делом в кругу единомышленников, да еще под руководством увлеченного ментора, ребенку легче найти силы на рутинные занятия.
Если школьник не просто выдохся к концу года, а что-то упустил по академической программе, стоит взять 2-4 урока с репетитором или учебный курс по предмету.
Найдите профессионального преподавателя, который поможет ребенку преодолеть трудности в учебе и укрепить уверенность в своих силах. Если в вашем городе нет хороших очных курсов, запишитесь на онлайн-занятия по трудным предметам. Уроки по Skype или на онлайн-платформе обойдутся в два-три раза дешевле обычных.
Помните, что у ребенка «растут» те качества и черты, на которые родители обращают внимание. Чаще хвалите и отмечайте успехи ребенка, с пониманием относитесь к промахам и забывчивости. Ваш подросток очень скоро станет совсем взрослым, и ему все будет по плечу, если сейчас вы его поддержите.

Солнце светит ярче, природа расцветает, а вот с человеком - все наоборот. Особенно заметен весенний спад самочувствия у детей: они хуже учатся, жалуются на головную боль, усталость. Причины понятны: за долгую зиму организм израсходовал ресурсы, овощи и фрукты почти потеряли полезные витамины, нагрузка у многих детей непомерно велика. А ведь впереди еще конец учебного года с его трудными контрольными, а у кого-то на носу экзамены - переводные, выпускные, вступительные... Как помочь маленьким и большим в этот период? Об этом рассказывают заместитель директора Института возрастной физиологии РАО профессор Валентин Сюнькин и заведующая лабораторией здоровьесберегающих технологий того же института Евгения Бабенкова.


1. Чаще всего утомление накапливается у детей, которые плохо соблюдают режим дня. Весной не поздно выстроить его — чтобы работа чередовалась с отдыхом, чтобы ребенок вовремя, причем в одно и то же время, ложился спать и вставал не в полдень, даже если учится во вторую смену. Соблюдению режима надо научить, а не контролировать его, подобно надзирателю. Тут важны три «само» — самоконтроль, самоанализ, самооценка. Это пригодится на всю жизнь.

2. Вторая причина весеннего недомогания — недостаток движения. Зимой день короток, многим просто не хватает времени погулять, поиграть на воздухе. Сейчас светлого времени прибавилось, поэтому подвижные игры на воздухе, прогулки должны быть ежедневными.

3. У детей физически некрепких или часто болеющих весной нередко возникает сонливость. Не препятствуйте желанию ребенка поспать днем в выходные. Но помните: для младших школьников наиболее благоприятное время сна — от 13 до 15.

Продолжительность отдыха должна быть кратна 45 минутам — таков физиологический цикл сна.

4. Еще одна причина весеннего недомогания — непомерное честолюбие, причем чаще даже не самого ребенка, а его родителей. Такие дети непременно должны все делать наилучшим образом, везде и во всем быть первыми — а резервов не хватает. Снизьте планку своих требований, дайте ребенку возможность от чего-то отказаться, а что-то выполнять по минимуму. Невозможно везде быть первым.

5. Дети, как и взрослые, делятся на два основных психологических типа: «спринтеры» и «стайеры». Эти особенности формируются уже лет в 7—8. Первые все делают быстро, часто меняют занятия, импульсивны, порывисты. Вторые медлительны и основательны, если врабатываются в какое-то дело, то не могут быстро выйти из него. Понаблюдайте за своим чадом и выстройте его режим в соответствии с индивидуальностью. Если будете требовать поведения, противоположного его природе, то добьетесь того, что ребенок станет невротиком. Уважайте его индивидуальность. Старайтесь его понять.

6. Многие родители жалуются на то, что ребенок ленив. Однако проблема не так проста. В принципе лень ребенка, появляющуюся время от времени, надо уважать. Возможно, ему просто неинтересно то, чем он должен заниматься, и протест выражается в форме лени. Возможно так же, что это — желание оградить себя от чрезмерных энергетических затрат. А вот если ребенок ленится всегда и во всем — это тревожный симптом. Значит, что-то неправильно в условиях, которые его окружают. Проанализируйте, каковы ваши требования к нему, когда и в связи с чем он стал лентяем. Если самим понять причину не удается, стоит обратиться к специалисту.

7. Нередко в конце учебного года у детей возникает или обостряется конфликт с каким-то педагогом. Далеко не всегда повинен в этом ученик. Учителя — живые люди, они тоже устают, иногда могут быть несправедливы, но ребенку понять это трудно. Дети чрезвычайно остро воспринимают несправедливость. Ваша задача — помочь выйти из этой ситуации достойно. Наилучший вариант — избежать обострения конфликта, погасить его разумным компромиссом. Но ребенок должен хорошо знать, что он может рассчитывать на вас, что за него заступятся.

8. Весной важно правильно организовать питание. В рационе детей должны быть овощи, фрукты, зелень, бобовые, орехи, мясо. Лучше не привлекать ученика к соблюдению постов, для детского организма это небезопасно. Стоит ввести в рацион поливитамины, чай из шиповника, витаминные напитки из клюквы, брусники и т.п.

9. Не стоит в этот период ограничивать ребенка в сладком, если у него нет избыточного веса или аллергии на конкретные продукты. Сладкое — поставщик углеводов, которые необходимы интенсивно работающему мозгу. Во-первых, шоколад — источник калорий, а во-вторых, вещества, со держащиеся в натуральном шоколаде, снимают стресс.

10. Если у ребенка нарушен сон, ни в коем случае без консультации с врачом не давайте ему снотворного. Лучше 30—40 минут погуляйте вместе перед сном. Потом пусть он примет теплый душ, выпьет стакан теплого молока с ложкой меда. Посидите рядом с ним, когда он ляжет в постель, поговорите, приласкайте. Больше всего ребенок в это время, как и вообще, нуждается в «витамине Л» — в вашей любви.

До конца учебного года всего 3 месяца, дети уже порядком подустали от учёбы и в дневнике нет-нет, но начинают чаще появляться тройки. Нужно успеть исправить всё до итоговых контрольных, а ведь кого-то впереди ждут ещё и экзамены, к которым надо готовиться, а сил и желания - нет.

Что делать? TutorOnline собрал полезные советы для родителей!

1. Нет такого слова "надо". Да, всё время было наоборот, но сейчас это не сработает. Чем больше вы будете твердить ребёнку "ты должен", "надо", "садись и учи", тем больше протеста это будет вызывать. И даже если ребёнок сядет за книжки, скорее всего, он ровно ничего не выучит.

2. Не "ты", а "мы". Сейчас самое время помочь разделить ребёнку тот груз, который скопился за время учебного года. И говоря "мы", вместо ты должен, тебе надо, ты обязан", вы психологически становитесь на одну сторону с ребёнком. Сколько бы ни было лет школьнику, 8 или 16, ему всегда требуется поддержка и чувство того, что он не один со всеми проблемами. Замените "Иди к экзаменам готовься" на "Нам очень нужно подготовиться к этому экзамену на все сто и мы это сделаем!". Приготовьте ребёнку чая со вкусным бутербродом, пока он сидит за учебниками. И не забудьте сказать, как вы гордитесь им.

3. Определитесь, ради чего это нужно . Зачастую дети теряют интерес к учёбе, потому что считают все эти предметы не нужными, ради чего их учить, тратить силы? Определитесь вместе, какие предметы действительно нужно знать на отлично и зачем. Например, английский язык можно увязать с поездкой в англоговорящую страну. А математика и русский язык станут главными предметами на ЕГЭ, который нужно сдать хорошо, чтобы поступить в вуз мечты.

4. Не ставьте заоблачных целей. Например, если у ребёнка слабенькая тройка по математике и химии, не стоит требовать, чтобы он получил в конце четверти твёрдую пять. Здесь не поможет даже мотивация каким-то подарком или поездкой. Ребёнок объективно будет понимать, что не справится за такой коротки срок. А если всё с самого начала понятно, зачем стараться?

Лучше договориться о том, что нужно выйти на 4-ку, даже если она будет "с натяжечкой". Зато эта цель уже более реальна и за неё стоит побороться.

5. Найдите действительно хорошего репетитора. В данном случае это не тот, кто натаскивает детей на тесты ОГЭ или ЕГЭ, не давая передышки, "зато у него все сдают". Вам нужен преподаватель, который может легко и просто общаться с учеником, объясняя материал так, что его действительно интересно слушать. Поверьте, математика тоже бывает лёгкой и даже смешной. А английским можно увлечься так, что будет сложно вернуться к русской речи! Загляните к нам, заполните заявку на бесплатный урок и мы подберём вам именно такого, хорошего, репетитора по любому из предметов, и вы сами убедитесь!

Начните следовать этим советам уже сегодня и через пару недель вы заметите, что учёба для ребёнка перестаёт быть наказанием и тяжёлой обязанностью! А к концу учебного года вы увидите отличный результат в дневнике!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Семья