Пенсионный возраст в россии. Кого коснется повышение пенсионного возраста в россии Повышение пенсионного возраста

Граждане, имеющие стаж работы северных районах России, могут оформить пенсию досрочно. В таблице ниже представлены условия для льготного выхода на пенсию для работающих и проживающих на Севере:

Категория граждан Пенсионный возраст Страховой стаж Северный стаж
М Ж М Ж М Ж
Женщины, родившие 2 и более детей 50 20 12 в КС либо 17 в МКС
Охотники-промысловики, оленеводы, рыбаки, постоянно проживающие в северных районах РФ 50 45 25 20
Граждане, выработавшие необходимый северный стаж работы 60 55 25 20 15 в КС или 20 в МКС

Примечание: 1 год работы в районах, приравненных к КС, засчитывается как 9 месяцев стажа на Крайнем Севере. Если установленный норматив стажа выработан не полностью, но более 7,5 лет, общеустановленный пенсионный возраст сокращается на 4 месяца за каждый полный год работы в КС.

До конца 2018 г. пенсионный возраст для северян был равен 55 и 50 лет. В рамках пенсионной реформы эти значения повысили на 5 лет . Но эти изменения будут введены не сразу, а с поэтапным увеличением норматива в течение 2019-2023 г. (таблица ниже).

Примечание: * — В 2019 и 2020 годах действует льгота, позволяющая уйти на пенсию на полгода раньше срока.

Выход на пенсию учителей и медработников

И работники могут досрочно оформить страховую пенсию за выслугу лет\:

  • для учителей, воспитателей, педагогов и т.д. — 25 лет работы по профессии;
  • для врачей, медсестер, фельдшеров и т.д.:
    • работающих в сельской местности либо поселках городского типа — 25 лет ;
    • работающих в городе или по смешанному стажу — 30 лет .

До конца 2018 года дата выхода на пенсию для этих категорий определялась датой выработки специального стажа по профессии. С 2019 года это правило было скорректировано следующим образом:

  • Выход на пенсию учителя или медработника теперь откладывается на 5 лет относительно даты выработки профессионального стажа (медицинского или педагогического).
  • В течение периода переходных положений (2019-2022 г.) отсрочка будет меньше:
    • в 2019 году — полгода;
    • в 2020 — полтора года;
    • в 2021 — три;
    • в 2022 — четыре;
    • начиная с 2023 г. и далее — пять лет.

При этом законом не вносились никакие изменения относительно продолжительности специального стажа — они остались прежними. Кроме того, не предусмотрено никаких ограничений по виду деятельности гражданина в период этой отсрочки: он может как продолжать работу на прежнем месте, так и уволиться или сменить место работы.

Досрочная пенсия по стажу работы: 37 лет и 42 года

С 1 января 2019 года пенсионное законодательство содержит новое основание для досрочной пенсии по старости — стаж работы и . Гражданам, имеющим такой продолжительный стаж работы, можно оформить пенсионные выплаты на 2 года раньше срока , но не раньше 55/60.

Снижение пенсионного возраста проводится относительно общеустановленного значения пенсионного возраста с учетом переходных положений по следующей схеме:

После того, как завершится переходный период реформы, граждане с продолжительным стажем работы будут уходить в фиксированном возрасте — женщины в 58, мужчины в 63 года .

Выход на пенсию многодетных матерей по новому закону

Многодетные мамы могут досрочно выйти на пенсию по старости:

  • — в 57 лет;
  • 60 Возраст выхода на пенсию для матерей с 3 детьми 57 с 4 детьми 56 с 5 детьми 50

    Как видно из таблицы, многодетным мамам 1964-1965 года рождения , имеющим троих детей, выгоднее уходить на пенсию по общим правилам — в таком случае пенсионный возраст будет ниже. Аналогично и для матерей с 4 детьми 1964 г. рождения .

Социальные выплаты, к коим следует относить и пенсионные начисления, для многих граждан Российской Федерации являются единственными источниками дохода, что и объясняет большой общественный резонанс, который вызвало решение членов Правительства заменить вторую индексацию пенсий в 2016 году единоразовой выплатой.

Социальные выплаты, к коим следует относить и пенсионные начисления, для многих граждан Российской Федерации являются единственными источниками дохода, что и объясняет большой общественный резонанс, который вызвало решение членов Правительства заменить вторую индексацию пенсий в 2016 году единоразовой выплатой. Впервые такая идея была озвучена ещё в апреле, но уже в августе Председатель высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти Д.А. Медведев заявил о её одобрении высшим руководством страны.

Новость о том, что прибавка к пенсии 5000 рублей всем пенсионерам с 1 января 2017 года будет выдана независимо от категории получателя, была преподнесена общественности прямо перед выборами в Госдуму. При этом чиновники поясняли, что выплата в размере 5000 рублей направлена на «компенсацию потерь от роста цен (инфляции)», а размер суммы рассчитывался Правительством исходя из среднего показателя, на который бы увеличилась среднестатистическая пенсия при состоявшейся второй индексации.

Прибавка к пенсии 5000 рублей всем пенсионерам с 1 января 2017 года

В течение января 2017 года каждый российский пенсионер – работающий и не работающий – получил прибавку в размере 5 тысяч рублей. Данная выплата заменила собой вторую индексацию, которая должна была произойти в сентябре 2016 года. Напомним, что пенсионное законодательство обязывает Правительство ежегодно повышать пенсии на величину фактической инфляции по результатам предыдущего года. В 2015 году данный показатель составил 12,9%, что требовало бы проведения сентябрьского повышения на 8,9% (4% прибавили в феврале).

Ссылаясь на тяжёлое экономическое положение и необходимость оперировать «кризисным» бюджетом-2016, чиновники фактически решили взять отсрочку и выплатить положенные пенсионерам деньги в январе 2017 года. При этом в своих расчётах размера единоразовой выплаты они ориентировались на величину средней пенсии по стране:

  • после февральского повышения она составляет – 13132 руб.
  • вторая индексация (8,9%) составила бы – 1168 руб. (13132*0,089)
  • за 4 месяца выплат (сентябрь-декабрь) среднестатистический пенсионер получил бы дополнительных – 4672 руб.

К сожалению, на практике прибавка к пенсии 5000 рублей всем пенсионерам с 1 января 2017 года не стала равнозначной заменой второй индексации. Это подтверждается сразу двумя важными моментами:

  1. Величина расчётной базы для последующей февральской индексации 2017 года будет составлять 13132 руб. (средние данные), тогда как при реализации планового повышения она бы достигла 14300 руб. Это автоматически уменьшает размеры всех последующих выплат.
  2. Отмена сентябрьского повышения Правительством означает отмену индексации стоимости начисленных пенсионных баллов.

Будет ли с 1 января 2019 индексация пенсий в полном объеме?

Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев отдельно подчеркнул, что власти не отказываются от своих обязательств и пока не планируют отменять индексацию пенсий в 2019 году. Утверждается, что повышение произойдёт согласно установленным требованиям: в феврале и сентябре на величину инфляции по итогам 2017 года.

Изменения в пенсионном законодательстве с 1 января 2017 года в России: поставленные цели и планируемые результаты

Очевидно, что за решением Правительства РФ стоит попытка сэкономить бюджетные средства. Сколько не досчитаются пенсионеры? Расчёты специалистов показывают, что при отсутствии вышеупомянутого решения и проведении второй индексации пришлось бы потратить:

  • 130 млрд. руб. – на сентябрьскую индексацию;
  • 500 млрд. руб. – на две индексации 2017 года.

При варианте с единоразовой выплатой расходы бюджета Правительства составят:

  • 200 млрд. руб. – выплата по 5000 рублей каждому пенсионеру;
  • 270 млрд. руб. – две индексации 2017 года.


Таким образом, пенсионеры недополучат около 160 млрд. руб., что в пересчёте на каждого из них составит сумму порядка 4000 руб. Кроме того, определенные потери будут понесены в результате сохранения стоимости пенсионных баллов.

Очевидно, что никаких гарантий обещания сохранения действующего законодательства не несут, к тому же практика применения законов, ежегодно издаваемых Правительством накануне очередного повышения пенсий, показывает, что за последние 3 года власти ни разу не произвели индексацию в полном объёме (равную годовой инфляции). Отсюда нельзя исключать вероятность того, что бюджет 2017 года, уже объявленный «кризисным» и предусматривающий серьёзное снижение уровня отчислений на социальные нужды (здравоохранение), придётся латать путём издания новых законов. Будет ли это снова сделано за счёт пенсионеров – покажет время.

Дополнительные материалы по теме:

Льготы, пенсии и выплаты ветеранам труда с 1 января 2019 года Повышение зарплаты бюджетникам с 1 января 2019 года: последние новости Пенсии военным пенсионерам с 1 января 2019 года в России: последние новости Пенсия работающим пенсионерам с 1 января 2019 года: последние новости

Изменения в пенсионном законодательстве, которого так долго ждали нынешние и будущие пенсионеры, произошли в 2017 году. Наконец-то был подписан указ о внесении изменений в Федеральный Закон о пенсиях с 2017 года. Пенсионная реформа долго прорабатывалась Правительством, были многочисленные заседания по решению данного вопроса, и вот власти пришли к единому мнению.

Как старый проект, так и изменённый, предусматривают выплату трудовой части государственной поддержки населению, утратившему трудоспособность в связи с наступлением соответствующего возраста. Для реализации права на получение трудовой половины следует иметь положенный суммарный период времени, за который работодатель вносил взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Внимание! ФЗ 173 о пенсиях утратил свою силу с января 2015 года в связи с принятием нового . Однако 173 Постановление продолжает в некоторых случаях регулировать условия компенсационных выплат по предшествующему периоду трудоспособности.

Данный проект устанавливает порядок и условия выплат страховой части, а также иных пенсионных накоплений, имеющихся на индивидуальном лицевом счёте гражданина.

Настоящий пенсионный закон состоит из 32 статей и 7 глав. В этих пунктах отражается общая суть постановления, порядок назначения и выплаты пособия по старости, виды пенсионных пособий, а также иные положения, касающиеся отдельных граждан.

Редактируя текущий проект, правительство основывалось на сопутствующих Федеральных Законах о пенсиях.

Категории граждан, на которых распространяется действие Закона 173

Право на обеспечение пенсионными выплатами имеют все граждане, состоящие на учёте в системе страхования пенсионеров. К таким лицам относятся:

  1. Граждане, достигшие соответствующего возраста и имеющие полагающийся временной промежуток отработанных лет на предприятии.
  2. Граждане, потерявшие члена семьи, на иждивении которого они находились.
  3. Лица, получившие статус инвалида.
  4. Резиденты иностранных государств, проживающие на территории РФ.

Также изменения закона коснутся государственных служащих и досрочного выхода на заслуженный отдых. Исходя из общих положений закона, субъектами обязательного пенсионного страхования являются все граждане, отработавшие определённый промежуток времени, который впоследствии поможет им реализовать своё право на получение поддержки, и состоящие на пенсионном учёте государства.

Правовые дефиниции закона

Государственные структуры, отвечающие за назначение выплат, должны в полной мере руководствоваться правовыми нормами и правами граждан.

Так, Законом «О государственных пенсиях» предусмотрено назначать и выплачивать компенсацию за потерю трудоспособности гражданам мужского пола в 60 лет, а женского пола – в 55 лет при наличии у них пятилетнего трудового стажа (статья 7 ФЗ 173). В статье 3 раскрывается суть понятия о субъектах обязательного пенсионного страхования.

Статьями 27 и 28 предусмотрено право на досрочное назначение трудовой части лицам, отработавшим определённое количество лет на предприятии вредного воздействия. Данными статьями регламентировано назначение пособия мужчинам ранее положенного срока на 5 лет, а женщинам – на 10 лет.

Статьями 14 , 15 и 16 Закона «О пенсиях в РФ» установлена специальная формула для расчёта определённых видов пенсионного страхования. А статья 17 даёт право на перерасчёт компенсационного пособия определённым лицам.

Глава 5 регламентирует сроки и порядок выплат пособия определённым категориям граждан.

Глава 6 подробно раскрывает суть закона о получении права досрочного использования средств государства и порядок их выплаты.

Весь закон построен на основных понятиях:

  1. Трудовая часть пенсии – компенсация в денежном эквиваленте за утрачивание способности трудиться на производстве, выплачиваемая ежемесячно, при достижении соответствующего возраста и наличия трудового промежутка времени.
  2. Страховой промежуток времени – количество отработанного времени, за которое работодателем уплачивались взносы государству.
  3. Пенсионный капитал – сумма средств, накопленных на индивидуальном лицевом счёте, которая будет являться базовой для назначения основной пенсии.
  4. Лицевой счёт – вся собранная информация о перечисленных средствах и других сведениях, дающих право на пользование накопленными активами.

Данные понятия помогают гражданину чётко определить правила и сроки реализации своего пенсионного права.

Изменения в пенсионном законодательстве

Действующий в РФ закон о пенсиях 2017 предусматривает следующие изменения:

  1. Повышение возрастных пределов отправления на пенсионный отдых до 60 лет, а в будущем – до 65.
  2. Сотрудники государственной службы, достигшие 65-летнего рубежа, не могут дальше продолжать работу.
  3. Сотрудники государственной службы, занимающие почётные должности, могут продолжать свою трудовую деятельность до 70 лет. Изменились условия их дальнейшего назначения.
  4. Закон о пенсиях предусматривает такое понятие, как «выслуга лет». Согласно данному промежутку непрерывной трудовой деятельности, полагается соответствующая прибавка к основной сумме пенсионных выплат. Согласно ФЗ о пенсиях, промежуток выслуженных лет будет также увеличиваться.
  5. Будет происходить увеличение суммы выплат обычным гражданам.
  6. Государство изъяло право на досрочный заслуженный отдых.
  7. Накопительная часть пособия носит теперь добровольный характер.

Данные изменения во многом коснулись работников государственных структур. Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривает постепенное повышение выслуженных лет. Сейчас работнику необходимо непрерывно проработать на должности 15 лет, а в будущем этот срок вырастет до 20 лет. Без отработки необходимого страхового стажа служащие государству могут выйти на отдых по выслуженным годам в следующем случае:

  1. Предприятие было ликвидировано.
  2. Производилось сокращение штатных сотрудников.
  3. Наступление пенсионного возраста.
  4. Получение работником инвалидности или существенное ухудшение состояния здоровья.

Выслуженные года дают право на существенную надбавку к основной пенсии. Для 5 летней выслуги надбавка составит около 55%, для 10 лет – около 75%.

Изменения также коснутся и обычных пенсионеров. Планируется увеличение возраста, дающего право на получение компенсации за нетрудоспособность. Для мужской части населения этот показатель повысится до 65 лет, для женской половины – до 63 лет.

Итак, Закон РФ «О государственных пенсиях» защищает интересы нынешних и будущих пенсионеров. Он подробно разъясняет права конкретных граждан, устанавливает сроки и регламентирует другие особенности пенсионной реформы.

Закон в 2017 году претерпел существенные изменения, но это не унижает права российских пенсионеров. Государство Российской Федерации заботится о своих престарелых гражданах, обеспечивая их страховыми выплатами в положенный срок, чтобы они могли обеспечить себе достойную старость.

Президент РФ Путин В. В. подписал указ о повышении пенсионного возраста у государственных служащих. Сам документ вместе с пояснениями был опубликован 23 мая на официальном сайте по правовой информации. Указ вступит в действие 1 января 2017 года, и предполагает поэтапное увеличение предельного возраста до 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин.

Кому повысят пенсионный возраст

Повышение предельного срока выхода на пенсию по старости затронут граждан РФ, которые занимают государственные политические должности (сенаторы, депутаты и прочие), а также лиц, трудящихся в муниципальной и региональной властных структурах. Сотрудники государственных аппаратов тоже подпадают под действие нового указа. Для руководителей высшего звена повышается возраст предельного нахождения на службе - до 70 лет, а все остальные чиновники смогут трудиться до 65 лет.

В новом законе обозначен еще один существенный момент, касающийся минимального трудового стажа государственных служащих. Для достижения полной выслуги чиновникам необходимо будет отработать не менее 20 календарных лет, ранее минимальный срок работы на госслужбе составлял 15 лет. Таким образом, до 2026 года планка минимального трудового стажа и пенсионного возраста у государственных служащих будет поднята окончательно. Ежегодное прибавление составит 6 месяцев к предельному сроку выхода на пенсию и минимальной выслуги.

Подобную реформу государство решило провести в связи с уменьшением расходов Пенсионным Фондом. По подсчетам аналитиков экономия в первый год действия указа составит около 650 миллионов рублей.

Чтобы получить доплату к страховой сумме пенсии по старости на 55% для сенаторов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, чиновникам придется исполнять полномочия сверх срока в течение 5 лет, а не одного года, как требовалось ранее. А надбавку в 75% сенаторы и депутаты смогут получить, исполняя полномочия свыше 10 лет (ранее было свыше трех лет).

Как скажется принятый закон на гражданах, не состоящих на государственной службе

Увеличение пенсионного возраста в России давно обсуждаемый вопрос. После повышения сроков выхода на пенсию у чиновников многие наши сограждане задумываются о том, что вскоре правительство увеличит данный показатель у всех категорий трудящихся. Но спикер Госдумы С. Нарышкин пообещал, что в ближайшие годы для остальных слоев населения предельный возраст выхода на заслуженный отдых подниматься не будет. Приостановлена лишь индексация пенсий для работающих пенсионеров. Подобный закон вступил в действие с 2016 года. Получать надбавку к своей пенсии по старости смогут только те граждане, которые решат уволиться с места работы.

Несмотря на успокаивающие комментарии членов правительства, что законы, повышающие возраст выхода на пенсию у государства не в приоритете, эксперты считают, что первый шажок в этом направлении сделан. Увеличение пенсионного возраста для всех категорий граждан не за горизонтом, а министр экономического развития и министр труда лишь замалчивают и без того всем понятный факт.

Напомним, что по законодательству, действующему в настоящее время, предельный возраст выхода на пенсию по старости составляет:

  • у мужчин 60 лет;
  • у женщин 55 лет.

Большинство опрошенных людей предпенсионного возраста считают, что в ближайшие годы срок выхода на пенсию будет продлен. В данном факте не сомневаются 80% граждан, принявших участие в анкетировании.

  1. С 1 января 2017 года вступает в действие Федеральный закон от 19 декабря 2016 года № 454-ФЗ, в соответствии с которым социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря предыдущего года. Таким образом, совокупный доход неработающих пенсионеров Новосибирской области за счет федеральной социальной доплаты органами ПФР будет доводиться до 8 803-х рублейименно такова величина прожиточного минимума для установления социальной доплаты, принятая в регионе на 2016-й год. Это значит, что, несмотря на то, что прожиточный минимум пенсионера, принятый в регионе на 2017 года сократился и составил 8 538 рублей, размер выплаты неработающим пенсионерам с учетом федеральной социальной доплаты, которую выплачивает ПФР, останется на прежнем уровне и уменьшен не будет.
  1. С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование переходит в ведение Федеральной налоговой службы Российской Федерации. В то же время ряд функций в части администрирования взносов останется за Пенсионным фондом России:
  • Прием и обработка расчетов по страховым взносам за периоды до 1 января 2017 года.
  • Проведение камеральных и выездных проверок за периоды до 1 января 2017 года.
  • Принятие решений о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года.
  • Администрирование страховых взносов на страховую пенсию, которые уплачивают граждане, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в том числе в рамках программы государственного софинансирования пенсий.

Кроме того, у ПФР сохраняется важнейшая обязанность по учету пенсионных прав граждан — ведению индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

  1. В январе 2017 года, со второй декады пенсионерам производится единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей. Денежная выплата будет осуществлена гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и являющимся получателями пенсий по состоянию на 31 декабря 2016 года. Единовременную выплату получат все категории пенсионеров, включая и работающих. 5 тысяч рублей выплачивается и получателям страховых пенсий, и получателям социальных пенсий.

Доставка может быть осуществлена как вместе с пенсией, так и доставлена отдельной выплатой (в зависимости от сроков доставки пенсии).

Для пенсионеров, которые получают пенсии через кредитные организации, действуют общие сроки доставки единовременной выплаты. Почтальоны доставят единовременную выплату вместе с пенсией за январь получателям, у которых дата доставки пенсии на дом – с 13 числа и до дня окончания выплатного периода. Пенсионерам, получающим пенсию по графику с 3 по 12 число месяца, выплата 5-ти тысяч рублей уже производится с 13 по 28 января 2017 года так же с доставкой на дом.

В Новосибирской области через органы ПФР единовременную выплату в размере 5 тысяч рублей получат 820 тысяч получателей пенсий с учетом военных пенсионеров, получающих вторую пенсию по линии ПФР.

  1. Индексация пенсий и иных социальных выплат. Бюджет ПФР предусматривает увеличение пенсий в соответствии с базовым пенсионным законодательством. То есть страховые пенсии неработающих пенсионеров в 2017 году будут проиндексированы исходя из индекса роста потребительских цен за 2016 год, а индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии, будет проведена с учетом индекса роста прожиточного минимума пенсионера за 2016 год.

Планируется, что страховые пенсии неработающих пенсионеров, а также фиксированная выплата к ней с 1 февраля 2017 года будут увеличены на уровень инфляции за 2016 год. В бюджете ПФР учтен прогнозный уровень инфляции – 5,8%. Размер фиксированной выплаты (на общих основаниях) после индексации составит 4 823 рубля 35 копеек в месяц, а для граждан, достигших 80-летнего возраста и инвалидов 1 группы – 9 646 рублей 70 копеек. Стоимость пенсионного балла составит 78 рублей 58 копеек (в 2016 году – 74 рубля 27 копеек).

Средний размер страховой пенсии по старости в 2017 году после индексации в регионе составит около 13,3 тысяч рублей.

С 1 февраля предусмотрена также индексация ежемесячных денежных выплат, которые получают федеральные льготники, на прогнозный уровень инфляции – 5,8%. Увеличение выплаты коснется инвалидов всех категорий, ветеранов войны, жителей блокадного Ленинграда, ветеранов боевых действий, «чернобыльцев» и ряд других категорий.

На этот же индекс планируется проиндексировать с 1 февраля и пособия на погребение. Данную выплату ПФР осуществляет в отношении неработающих пенсионеров. После индексации размер выплаты в регионе составит 6 700 рублей.

Также планируется, что пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2017 года будут повышены как работающим, так и неработающим пенсионерам на 2,6%. В итоге в 2017 году средний размер социальной пенсии составит около 8,8 тысяч рублей. Средний размер социальной пенсии детей-инвалидов и инвалидов с детства I группы составит 14,6 тысяч рублей.

  1. С 1 августа будет произведен перерасчет страховых пенсий работающим пенсионерам с учетом тех взносов, которые за них заплатил работодатель в 2016-м году. Увеличение коснется около 200 тысяч работающих пенсионеров Новосибирской области. Прибавка к пенсии от корректировки носит индивидуальный характер. Перерасчет производится в пределах 3-х пенсионных коэффициентов.

В целом в 2017 году расходы Пенсионного фонда на пенсионное обеспечение россиян вырастут на 327 млрд. рублей и составят почти 7 трлн. рублей. Расходы на социальные выплаты вырастут на 262 млрд. рублей и составят 1,2 трлн. рублей.

В Новосибирской области расходы на пенсионное обеспечение граждан и иные социальные выплаты по линии ПФР Отделением будет направлено 131,5 млрд. рублей, что на 3,5 млрд. больше, чем в 2016-м году.

Семья