Лен история. Лен натуральный – история и свойства ткани. Основные этапы производства ткани изо льна

Лен - самый первый вид ткани, который научились изготавливать люди. История льна насчитывает много веков. Ученые так и не смогли установить, где он был произведен впервые. В древней Греции носить одежду изо льна имели право только жрецы, а в Египте она была привилегией аристократии и нередко египтяне использовали ткань как денежную единицу.

Интересно! Египетские ткачи владели техникой прядения, позволявшей изготовить столь прозрачную ткань, что через пять ее слоев просвечивало тело, а сам наряд легко проходил сквозь маленькое кольцо.

Волокна льна добывают из кожицы стеблей растений. Извлекать волокна сложно, ведь располагаются они не в коробочке, как у хлопка, а в стебле, при этом крепко склеены между собой и самим стеблем. Производители вынуждены оставлять срезанные растения в поле, чтобы под воздействием погодных условий естественное развитие бактерий ускорило процессы расклеивания волокон. Поэтому на протяжении многих веков обработка льна остается традиционной. Химический состав ткани лен: 80% целлюлозы, 20% примесей (жировых, красящих, минеральных воскообразных и лигнин (продукт одревеснения клетки, который придает волокнам льна жесткость).

Интересно! Языковеды обращают внимание, что «полотном» древние славяне называли далеко не всякую ткань. Во всех славянских языках это слово обозначало только льняной материал.

История льна в России начинается со второго тысячелетия до нашей эры. Одежда из льняной ткани считалась не только нарядной и праздничной, но и ритуально чистой. Льняное полотно ценили все русские монархи. В конце XIX – начале XX века несколько льняных фабрик работали только на царский двор. Своим товаром они снабжали последнюю династию Романовых.

Интересно! На Руси лен стоил дорого, что делало его элитным материалом и недоступной тканью для простого народа. Не зря его часто называли северным шелком. Льняные юбки и рубашки из льна были роскошью для бедных женщин и мужчин. Они и мечтать не могли о подобного рода нарядах. И, к сожалению, у крестьян был единственный способ получить льняное полотно – украсть! Поэтому князь Ярослав внес особый параграф в церковный устав: «О наказаниях за кражу льна и льняной одежды».

Bо всем мире уже давно поняли, что экологически чистая одежда изо льна полезна для здоровья человека. Исследования показали, что высокая гигиеничность, прочность, комфорт изделий из льняных тканей способствуют более интенсивному кровообращению, стимулированию организма и уменьшению его утомляемости. А медики уверены, что лен способствует снижению простудных заболеваний. Хоть история возникновения льна и умалчивает о первосоздателе этой ткани, одежда из натуральных волокон стала самой популярной и модной среди нашего поколения.


В древней Руси культивация и обработка льна, а также дальнейшее выработка льняных текстильных изделий позволяли достаточно бедному крестьянству обеспечивать себя повседневной одеждой, праздничными нарядами и текстильными аксессуарами (скатерти, занавески, кружева), дополнительными приспособлениями (веревки, рыболовные снасти), и даже едой - льняное масло, выбиваемое изо льна при обработке, являлось основой многих деревенских блюд, особенно в период христианских постов.
Пряла вся женская половина русского народа, от мала и до велика. А вот выучиться ткать было делом непростым, поэтому тканье доверялось более опытным рукодельницам, постигшим это нелегкое ремесло.
Кстати, именно ткачихи и прялки были одним из основных поставщиков народного фольклора - монотонность ткацкого труда вынуждала исполнителей скрашивать свою работу различными песнями, шутками-прибаутками, присказками устного народного творчества: девушки с песнями и потешками пряли пряжу, а рукодельницы занимались тканьем.
Культивирование, выращивание льна, а затем его сбор, обработка, весь технологический процесс подготовки льна к получению пряжи, а затем и готовых текстильных изделий - все это передавалось из поколения в поколения в каждой крестьянской семье, в каждом доме.
Лен и льняные изделия. От древних времен до наших дней

Лен в диком состоянии растет в районе между Персидским заливом, Каспийским и Черным морями. В течение тысячелетий он культивировался народами Месопотамии, Ассирии и Египта. Остатки льняных тканей были найдены при многих раскопках поселений древних людей, причем наиболее старая из них, найденная в Чатал Хюиюк (Турция), датируется около 6500 года до н. э. Отсюда льноткачество распространилось в Европу и на Дальний Восток. Известна одна шумерская мифологическая поэма, в которой рассказывается, как было изготовлено покрывало для брачной постели богини Инанны.
Впервые замачивание льна описал знаменитый римский естествоиспытатель Плиний Старший в своем энциклопедическом сочинении «Естественная история». По его словам, «благодаря льну... Египет в состоянии ввозить товары из Аравии и Индии» и страна «извлекает из льна огромные прибыли».
Полотняные ткани в древние времена оценивались весьма высоко. Из них делали одежды для царей и жрецов у египтян и евреев, а также у греков, римлян и других народов Европы. О льне, как предмете египетского экспорта, упоминал греческий историк Геродот.
По исследованиям археолога Миджли, в Египте кроме льняного использовали и другие растительные волокна: из травы и тростника, пеньковые из индийской конопли. Он сообщил также о ткани додинастического периода из волокна китайской крапивы рами, однако другой известный ученый Лукас высказал сомнение в правильности этого утверждения, основываясь на том факте, что родиной рами является Китай и проникновение ее в Египет в столь ранний период маловероятно.
В Древней Греции лен импортировали, лишь с IV века производство льняных тканей приобретает широкие масштабы, особенно в Аттике, но тонкие льняные ткани продолжали поступать из Сирии и Египта.
Льноткачество в Римской империи широко распространилось во II - I веках до н. э. и в I веке стало преобладать, причем в Галлии делали парусные полотна, а в Испании - тонкие полотна. Однако импорт тонких роскошных тканей из Египта не прекращался. В начале IV века льноткачество в Римской империи было столь разнообразным, что в «Эдикте о твердых рыночных ценах и заработной плате» указаны цены на 12 сортов волокна и пряжи и 103 вида простых и узорных тканей.
Льняными тканями славилась Колхида, откуда их вывозили в разные страны Востока. Во времена императора Августа (I век) тонкие льняные изделия из Колхиды поступали в Рим.
Лучшие мореходы раннего средневековья - фризы и норманны - использовали полотняные паруса.
В средние века славились льняные ткани из Италии, Испании, Франции и Фландрии. С XVII века лидирующее положение в мировом полотняном производстве перешло к Англии. В Америке льноткачество началось лишь после появления там европейских колонистов, до этого лен, там не был известен. Однако широкого распространения ткачество не получило, выделывались только грубые полотна.
На Руси разведением льна, конопли и изготовлением из них различных изделий занимались с древнейших времен. Много упоминаний о полотняных тканях и ткачестве в славянских сказаниях и былинах.
Ткацкие станы стояли в каждой избе, и женщины работали на них в свободное от хозяйственных работ время. Из ровной льняной нити ткали прочную ровнину. Льняные холсты называли также новинами и кроснами. Из суровых холстов шили женские платья, мужские рубахи, делали подвертки в сапоги. Белье делали из новин, которые отбеливались на снеговых настах. Для нижнего платья использовали пестрядь, ткань из пеньковых нитей. Из тонких полотен шили женскую одежду и только жениху полагалась рубашка из тонкого льняного полотна. На диво прочной была одежда из ровнины и пестряди.
Человек годами носил такую одежду. Кроме домашнего женского «ручного ременства» было и монастырское ткачество, особенно в женских монастырях.
Изделия из льна и пеньки служили не только для домашнего обихода. Известно, что лен занимал важное место в торговле Новгорода и Пскова с другими русскими, а также с ганзейскими городами. В XII веке делались убрусы (узорные полотенца), скатерти, полотенца, сети, неводы. В начале XIII века упоминаются также палатки и шатры. В ХШ веке с русскими льняными тканями познакомились за границей, позднее лен, пенька и полотна из них были одними из основных предметов русского экспорта.
Вначале производством льна на продажу занимались в окрестностях Новгорода и в Пскове, позднее в районах Вологды, Смоленска и Ярославля. В Москве производство полотен было сосредоточено в слободах. Старейшая из них Кадашевская слобода впервые упоминается в 1504 году.
На Дворцовой полотняной мануфактуре ткачихи делились на две группы: для простых тканей (ткалии) и узорных тканей (бралии). Первые вырабатывали полотна двойные, тройные, нитяные, образчатые, тверские, парусные, убрусные и другие, вторые - «столбцы двойные и тройные», задейчатые и скатертные полотна, убрусы, убрусные полочки и утиральники. Среди бралий выделяли «деловиц», изготовлявших специальные узорные ткани (количество узоров доходило до двух десятков) .
Вывоз льна и пеньки увеличился в ХVI веке после открытия торговли с англичанами через Белое море. В Холмогорах англичане даже основали канатное заведение и льнопрядильню с русскими работниками. Однако в дальнейшем они были, вероятно, закрыты, так как об их работы в последующие годы ничего неизвестно.
В Москве широкое развитие льноткачество получает в XVII веке: из Твери переводится Хамовная слобода (от индийского слова «хоман» - тонкое белое полотно) и основывается Введенская (Семеновская) слобода.
Качество вырабатываемого полотна было высоким, особенно полотна, изготовленного в Кадашевской слободе.
По свидетельству современника (1674 год), для царского двора не покупали никакого иностранного полотна.
Создание Петром 1 военного флота вызвало большую потребность в парусных полотнах. Первым петровским льняным предприятием стал Казенный Хамовный двор. В 1696 году началась его постройка, а в 1700 году двор уже выпускал парусину для царского флота.
В 1706 году вышел указ о заведении Полотняного завода «для делания голландских полотен и скатертей и салфеток». Срочно в Амстердаме наняли шесть мастеров, которые приехали в конце года, привезя с собой ll полотняных и один «салфеточный» стан «со всякою потребою». Однако и через год качество полотна было плохим из-за некачественной отделки, так как в России вырабатывали только узкие полотна, не проходившие лощения. Завод был передан торговым людям, во главе которых в 1718 году встал обрусевший голландец Иван Тамес. 15 февраля 1719 года к Полотняному заводу было приписано село Кохма с 269 дворами (в восьми верстах от села Иванова), в котором Тамес выстроил полотняную фабрику, просуществовавшую около 10 лет и давшую толчок к большему распространению полотняного производства в окрестностях села Иванова.
Помимо государственной поддержки открывающимся мануфактурам делались попытки административными мерами заставить крестьян ткать более широкие полотна Так, в указе Петра 1 от 31 октября 1715 года говорилось, что «в Российском государстве от таких неугодных узких полотен не только прибытков, но и своих издержанных вещей не получают и от того во излишние скудости приходят». Согласно указу через год надлежало изготовлять только широкие полотна, а узкие «иметь на его царское величество, а будет кто о том на кого известит, тому отданы будут безденежно, и сверх того имать штрафу за всякий аршин по гривне и отдавать тому доносителю». Однако крестьяне упорно продолжали ткать узкие полотна и через три года указ был отменен. Императрица Елизавета опять пыталась ввести его в действие, но и на этот раз безрезультатно. Очевидно, здесь сыграли свою роль такие обстоятельства, как площадь, занимаемая ткацким станом в избе, малая эффективность использования широкого стана, отсутствие опыта в отделке широких полотен.
Первым русским печатным документом, посвященным производству волокнистых материалов, является именной указ о льняных и пеньковых промыслах, объявленный Сенатом 13 декабря 1715 года. В нем Сенат сообщил о решении Петра I «во всех губерниях размножить льняные и пеньковые промыслы (например, как обыкновенно промышляют льном во Пскове и в Вязниках, а пенькою во Брянску и в других городах). Приказывая объявить об этом решении народу, Петр 1 подчеркнул, что оно принято «для всенародной пользы».
Льняные ткани по гигиеническим свойствам превосходят ткани из всех известных в настоящее время видов волокон. К сожалению, производство льняного волокна - дело довольно трудоемкое. К началу XIX века лен уступил свое место лидирующего текстильного сырья хлопку.

Льнопрядение и льноткачество в древней Руси

Крестьянская Россия много веков была одета в овчину и холст. Камка, рытый бархат, китайский шелк и аглицкое сукно мужику требовались редко либо совсем не требовались. Тем не менее мужику до самых поздних времен внушали, как неприлично он выглядит в овчинной шубе или в тулупе - в этих самых теплых, легких, долговечных, дешевых и удобных одеждах.
И вот, едва «общественное» мнение отучило народ от шубы, крестьяне почти совсем отреклись от собственной традиции и вся молодежь бросилась покупать холодные, не пропускающие ни воздуха, ни воды, зато яркие синтетические японские куртки, как раз в это-то время и взыграла в цене дубленая русская шуба. За дубленую овчину, которой, бывало, мужик закрывал в непогоду продрогшего мерина, нынче отдадут все, вплоть до того же японского транзистора.
Но оставим овчину - о ней свой разговор. Вернемся к холсту.
Если вся многомиллионная Русь ходила в холщовой одежде, то сколько же перепряла куделей поющая пушкинская девица? Впрочем, дело тут не только в количестве.
Красивая, тщательная обработка льна позволяла носить нижнюю одежду практически всю жизнь, даже передавая по наследству. Верхнюю же одежду носили много лет, бытовые изделия из холста - полотенца, платы, скатерти - тоже служили нескольким поколениям. Лишь рукавиц ненадолго хватало хорошим работникам.
Очесанный лен, поделенный по качеству на три сорта - изгреби, пачеси и собственно лен, - дергали, теребили и расшиньгивали («расшиньгать» - значит взбить, распушить). Этот большой пушистый клубок ровно разверстывали на столе, спрыскивали водой и осторожно скатывали в куделю. На одну куделю уходило полпятка хорошего волокна, изгребий - вдвое больше.
Катая смоченную с боков куделю, ее приводили в прядок, заправляли концы и подсушивали. Готовые кудели стояли рядком. Величина кудели зависела еще и от вкуса хозяйки и возраста пряхи.
Для девочки-подростка делали кудельки поменьше, для ребенка - совсем маленькие, игрушечные.
Прясть принято было только в свободное время. Не случайно о девичьих и женских достоинствах судили по пряже. Чтобы выйти из лентяек, необходимо было к концу филиппова поста напрясть не менее сорока пасм. За один вечер можно напрясть одно пасмо, то есть один простень (или кубышку). Но хорошая пряха пряла и по два. В скупых и слишком суровых семьях был обычай: ходили прясть (по-северному - престь) к соседям, вообще в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь и будешь стремиться сделать не меньше других. Так ведь нет худа без добра! Суровость обычая неожиданно оборачивалась другим концом: долгие супрядки сами собой превращались в беседы, веселые и скоротечные. Собравшись вместе, девицы пряли и пели, на ходу выдумывали частушки, рассказывали сказки и пересмешничали. На эти беседы приходили и парни с балалайками, устраивались горюны, можно было и поплясать, и сыграть в какую-либо игру.
Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Нитка особой петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой все дальше и дальше, вправо и слегка назад. Пряхе требовалось достаточно много места на лавке. Вытянув нить, пряха сматывала ее сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. Некоторые пряхи, прерывая пение, поминутно плевали для крепости на скручиваемую нить.
Плохой, с кострикой, лен трещал во время пряжи. Нить получалась толстой, и простень наматывался быстро, вызывая в пряхе самоиронию. Хороший же лен прялся с характерным шелестом. Пряха выпрядала его из кудели равномерно и могла в любую секунду переместить нитку на другой край ровной кудельной «бороды».
Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках сводили на нет утомление во время пряжи и суровую ее обязательность.
На праздниках или в промежутки между постами такие беседы превращались в игрища, но здесь уже девушки и наряжались лучше, и прялки свои оставляли дома.
На игрищах преобладали веселье, песни и пляски, тогда как на беседах труд и веселье тесно переплетались.
по материалам информационно-аналитического и энциклопедического портала

Льняную ткань получают из натуральных волокон. В их основу заложена кожица растений из семейств льновых. История этой ткани началась еще задолго до появления первых машиной для шитья.

Как утверждают ученые, сведения об использовании льна есть в писаниях древних египтян. Предположительно, возраст этого материала составляет пять тысяч лет назад. Еще в древности на Ближнем Востоке люди нашли применение льняному волокну.

Исторические сведения

Лен как земледельческая культура упоминается в летописях швейцарских земель приблизительно в каменные и бронзовые эпохи. Из этого материала делали веревки для ловли рыбы и охоты на диких зверей. Египетские рукодельницы так умело обращались с этой тканью, что ее даже называли «даром богов». Одежда получалась настолько прозрачной и легкой, что через нее просвечивала кожа.

Известно, что ткань лен в те времена изготавливалась особым способом. Из 1 кг сырья получали нити, длина которых составляла 240 км. При современном производстве удается выпускать лишь 40 км нити.

Современное производство

Долгое время льняная одежда считалась благородной и дорогостоящей. Такую одежду могли позволить себе только жрецы и люди королевской крови. На Руси лен получил широкое распространение только после 10 века. Уже в середине 19 века эта ткань составляла основу экспорта и была на втором месте по потреблению после хлеба.

Только после исчезновения ручного ткачества и развития производственных мануфактур стоимость ткани сильно снизилась. Сегодня наиболее качественный лен можно приобрести в Бельгии, Италии, а также в Канаде. Преуспели в этом деле также ирландские и американские производители.

В России лен также производить на высоком уроне, однако относится к доступным тканям. В то же в мире льняное волокно зачастую относят к классу люкс. Технология производства за многие столетия практически не видоизменилась.

Сырье первоначально высушивают, а затем обрабатывают и молотят. Далее лен размачивается в россе. Этот процесс может занимать до месяца. Все зависит от погодных условий. После всех манипуляций полученное волокно вытягивают, а затем начинают производство пряжи.

В чем преимущества?

Натуральная гамма льна вполне однотипна. К ней относятся серый, пшеничный, светло-коричневый и прочие схожие оттенки. Материал отличается безупречными эксплуатационными свойствами. Лен обладает теплопроводностью, экологической чистотой и способностью отводить тепло.

Ткань при этом «дышит», что делает ее незаменимой для изготовления летней одежды. Даже в самую жаркую погоду температура тела в таких изделиях на несколько градусов ниже, чем при ношении одежды из хлопчатобумажных материалов.

Специалисты даже отмечают, что такая ткань имеет особую энергетику. Это свойство благотворно сказывается на здоровье человека. Материал при этом с трудом загрязняется, что позволяет существенно упростить процесс ухода за ним. Даже при многочисленных стирках лен не желтеет и дольше сохраняет свою эстетичность, чем другие аналогичные ткани.

Синие, голубые, лиловые, порой розовые и белые цветки на длинных стеблях, ровно застилающие поля - фантастическую красоту нежнейших переливов цветущего льна можно увидеть только до полудня, под жарким солнцем цветки складываются или осыпаются. Лён цветет всего несколько дней. Но то прекрасное, что научились создавать из него люди, оказалось на редкость долговечным, надежным и прочным!


История возделывания льна насчитывает более десяти тысяч лет. Одежды изо льна носили египетские жрецы, мумии фараонов обертывали в тончайшие льняные ткани, сохранившиеся до наших дней. В 7 веке до нашей эры на этой ткани была написана «Льняная книга» древних этрусков.

«Сколь фракийские мужи отличны в правлении были Быстрых своих кораблей, столь отличны их жены Были в тканье: их богиня Афина сама научила Всем рукодельным искусствам, открыв им и хитростей много...», - воспевал ткачество Гомер, одевший именно в льняные одежды юношей и дев «Илиады». Существует версия, что сам поход аргонавтов за «золотым руном» был походом за секретом создания тончайшей пряжи из льна, ценившейся на вес золота.

В дальнейшем человечество увлеклось промышленным производством искусственных и синтетических тканей - в погоне за дешевизной и быстротой изготовления упуская ценнейшие качества природных материалов, сохраняющих здоровье человека, и не думая о том колоссальном вреде для Земли, который наносит добыча сырья, его переработка и утилизация таких изделий.

Нашему поколению уже очень хорошо видно, к каким результам приводит эта тенденция. Поэтому нас снова интересует изначальное и вечное назначение льна - его соприкосновение с нашим телом. Сегодня ученые серьезно занимаются исследованием льна, выясняя все более и более удивительные его свойства.

Ни одна ткань - ни шерсть, ни шёлк, ни хлопок (не говоря уже об искусственной) не могут конкурировать со льном. Преимущества льняных изделий определяются особенностями химического состава и строения льноволокна и обеспечивают прекрасные гигиенические и потребительские свойства тканей: высокую гигроскопичность, легкую отстирываемость, низкую электризуемость, устойчивость к старению (светопогоде), устойчивость к трению и многократным изгибам, которые обуславливают его долговечность (льняные изделия передаются по наследству внукам и правнукам!).

Современные исследования подтверждают, что изделия из льняного волокна обладают еще и рядом уникальных медико-биологических свойств.

СПОСОБНОСТЬ УГНЕТАТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИКРОФЛОРЫ

Исследования, проведенные в России, показали, что чистольняная ткань способна полностью задерживать рост и размножение колоний бактерий и грибков. Кроме жизнеспособности микрофлоры на поверхности льняной ткани оценивалась также и антимикробная активность перевязочных средств на основе льноволокна - оказалось, что она почти в два раза больше, чем у хлопковых.

СОВМЕСТИМОСТЬ С ЖИВЫМИ БИОЛОГИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ

Биологические исследования на животных и обширные клинические испытания (более 700 оперативных вмешательств, в т.ч. на сердце) показали, что чистольняная хирургическая нить после заживления шва в течение 2-3 месяцев рассасывается и усваивается организмом без каких-либо аллергических последствий. Это особенно важно при внутриполостных операциях, так как даже белковые хирургические нити (шелк) инкапсулируются и требуют удаления после заживления шва.

СПОСОБНОСТЬ ОСТАНАВЛИВАТЬ КРОВОТЕЧЕНИЕ.
Она активно использовалась еще в начале прошлого века во фронтовых госпиталях, где для остановки кровотечения применялись льняные повязки. Современные клинические испытания подтвердили, что льняные перевязочные средства быстрее останавливают кровь, не прилипают к раневой поверхности, под ними не наблюдается загноений, т.е. развития микрофлоры.

АНТИПРОЛЕЖНЕВЫЙ ЭФФЕКТ
Пролежень - язвенно-некротический процесс, развивающийся у ослабленных больных на тех областях тела, которые подвергаются давлению. При контакте пролежня с льняной тканью происходит высушивание поверхности, оттягивание продуктов некротического разложения, уменьшается усилие при удалении льняной ткани с поверхности пролежня - таким образом, сроки заживления пролежней и появления свежего эпителия сокращаются в 2 раза.

БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ТЕРМОРЕГУЛЯТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗМА
При работе средней тяжести влажность воздуха под одеждой человека уже через 10 мин. возрастает до 100%, температура тела повышается 1,5-3 С. При подобных нагрузках происходит обильное потоотделение. Воздухопроницаемость и высокая теплопроводность льняных материалов создает оптимальные тепловые условия для организма, сердечно-сосудистой деятельности (частота сердечных сокращений снижаеся на 20-40 ударов в минуту!) и дыхания. В условиях жаркого климата у людей при быстрой ходьбе в льняной одежде потери пота за 1 ч на 50-100 г меньше, чем в одежде из хлопка, а температура кожи ниже на 3-4 С.

БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
«Мышцы» - это машины, преобразующие химическую энергию в механическую работу и теплоту. На рисунке кривые измерения частоты сокращения ручных мышц человека в льняной одежде и одежде из химического волокна. Как видно, в первом случае состояние мышц расслабленное, а во втором наблюдается мышечное утомление.

БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ИММУНИТЕТ И КОЖУ ЧЕЛОВЕКА
Требования, которые до недавнего времени предъявляли к материалу для одежды покупатели и производители, известны: он должен быть модным, держать форму, быть приятным в носке, легким в уходе и, по возможности, недорогим. Насколько вреден он для человека, об этом думали в последнюю очередь или не думали вовсе. Но такая опасность существует. И дело здесь не только в природе материала, но и в том, что под воздействием неблагоприятной экологической обстановки снижается иммунитет человека. Результаты современных исследований свидетельствуют об уменьшении негативного экологического влияния при использовании льняных полотен в качестве постельного белья - зафиксирован рост содержания иммуноглобулина. В настоящее время около 5% европейского населения страдает нейродермитом, от 15 до 25% - атопическим диатезом кожи. У больных нейродермитом наблюдается аллергия на шерсть, хлопок, синтетические волокна. Раздражителем является не только сам материал, но и химические вещества, которые были использованы при его производстве и отделке. И здесь лён оказывается самым безопасным материалом.

СПОСОБНОСТЬ ПОГЛОЩАТЬ СВОБОДНЫЕ РАДИКАЛЫ ОБУСЛОВЛЕНА НАЛИЧИЕМ В ЛЬНЯНОМ ВОЛОКНЕ ЛИГНИНА АРОМАТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
Известно, что свободные радикалы образуются обычно в результате воздействия ионизирующего излучения и вызывают преждевременное старение и опухолевые заболевания. Использование лигниносодержащих материалов в быту для защиты от ультрафиолетового излучения (особенно в районах озоновых дыр) способствует сохранению здоровья людей.

ПОГЛОЩЕНИЕ МЯГКОГО ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ
Совершенно уникальное свойство текстильных льносодержащих материалов. Оно обусловлено наличием в льняном волокне лигниноуглеводного комплекса (2,5-5,5%) и примесями солей редких металлов. Как показали исследования в этом направлении - полотно из льняного сурового волокна способно ослаблять интенсивность слабого ионизирующего излучения на 10-15%, а после специальных обработок почти полностью подавлять электромагнитное излучение. Снижение статического электричества проверено испытаниями на Российской Антарктической станции «Восток». При использовании льняных тканей в интерьере зафиксировано снижение потенциала статического электричества в 3-4 раза.

Вот такие уникальные свойства у льна. Мы перечислили лишь часть их, но и этого довольно, чтобы просмотреть свой гардероб и тканевое хозяйство. Сейчас это происходит, мир переживает очередной льняной бум, его популярность, несмотря на то, что лён недёшев - его достаточно сложно растить и перерабатывать - стремительно растет. А в народе есть поверье - если человек устал, надо одеть белье и одежду из льна, и силы восстановятся, улучшится настроение. Попробуем!?

Новый 2014 год мы встречали в Костроме. От души погуляли по городу, посетили основные музеи. О поездке, впечатлениях и встрече Нового года подробно рассказала на сайте. Статья называется "В Кострому - хорошо, а на запад - лучше" .
Как всегда, когда знакомишься с каким-то местом, что-то остаётся за кадром. В Костроме за кадром осталось производство льна. До революции этот губернский город считался льняной столицей империи, костромские купцы торговали льняным полотном далеко за пределами России.
Сейчас производство одежды и белья из этой удивительной ткани кое-как выживает, и то не благодаря, а вопреки. Обидно и досадно.

А раньше костромские и не только модницы щеголяли в кипенно-белых льняных нарядах. Остатки той былой роскоши экспонируются в музее в здании Дворянского собрания. Фасоны платьев настолько очаровали, что свалить снимки в фотофайл и забыть о них было бы непростительно. Хорошо бы их выставить на всеобщее обозрение.

И ещё захотелось чуть больше узнать об истории льна и его производстве в России.


  • ИСТОРИЯ ЛЬНА

Оказывается, лён знали ещё в эгейский период. В Греции и Риме из льняной пряжи делали одежду и матроны щеголяли в хитонах из льна. Уже в древние века скатерти и постельное бельё изготавливали из льняного полотна.

Годился лён и для военного снаряжения. Ведь доспехи никогда не надевали на голое тело, под него поддевали исподнее, сшитое из льна. Парусину тоже делали из льна.

Немаловажную роль сыграл лён в истории искусств, ведь часто заупокойные портреты писали на холсте из льна.

Выращивали лён, в основном в Египте, Верхней Италии, Галлии (современная Франция) и Испании. Экспортировали его по всему свету, даже везли в Индию. Древние образцы льняной материи можно видеть во многих музеях, знаменитые "коптские ткани" из Египта - ни что иное, как льняной холст, хоть он и не высокого качества. Ещё в Древнем Египте в льняные ткани заворачивали мумии, эти полотна сейчас хранятся в Metropolitan Museum в Нью-Йорке.

В Северную Европу лён завезли ромеи, и на протяжении Средних веков люди носили одежду из льна.

И все эти долгие века полотно ткали вручную, механический ткацкий станок изобрели лишь в 1785 году.

ИСТОРИЯ ЛЬНА В РОССИИ

На будущих землях России возделывать лён стали уже со второго тысячелетия до Р.Х. Древние манускрипты упоминают о том, что славяне умели делать ткани из льна уже в IX-X веках. Восточные купцы и путешественники описывают, что славяне носили добротные льняные одежды. Даже в таких северных областях, как Новгород и Псков в X-XII веках выращивали эту культуру.

Промышленное производство льна широко распространилось в XVIII веке. Сначала, в "петровские" времена, полотняно-парусинное производство располагалось вокруг Москвы. В 1725 году по всей стране было 15 мануфактур, 9 из них размещались в Москве и в губернии. А уже в конце XVIII века почти половину парусно-полотняных тканей производилось в Костромской губернии.

В XIX веке Россия становится главным поставщиком льна на европейский рынок.

В середине XIX века из всего волокна, производимого в мире, 64% приходилось на долю России. Вот только по производству тканей Российская империя явно отставала от других стран. У нас делали всего 0,45 аршина на душу, тогда как в Англии делали по 18-15 аршин на человека, во Франции - 9-11.

Но не всё было так плохо. Ведь такие низкие цифры говорили лишь о промышленном производстве льняного полотна. Но было ещё и кустарное производство. Реальные цифры не слишком высоки, но и не столь печальны. С учетом крестьянского производство на душу населения приходилось 3,7 аршина ткани. Что, впрочем, потребности не удовлетворяло. В то время для жителя села нужно было 10 аршин льняного полотна, на горожанина - в два раза больше, 20 аршин на душу.

Отмена крепостного права в 1861 году дала мощный толчок производству льна. К 1913 году почти в три раза (!) по сравнению с серединой XIX века, выросли урожаи льняной культуры, увеличились площади возделывания льна. И в первой четверти ХХ века на 1-е место по производству льна выходит Вятская губерния и обходит Псковскую и Смоленскую. Рос экспорт льна, почти 70% урожая вывозилось в зарубежные страны.

В начале XX века текстильная промышленность России почти догнала развитые страны, производство льняных тканей составляло 40% от общего объема производства России.

С первой четверти ХХ века закатился "золотой век" льняного производства в России. Дальше - удручающие цифры. И чем ближе к нашему тысячелетию, тем печальнее. Урожайность льна упала, площади посевов сократились. Костромские фабрики, которые изо всех сил карабкаются, чтобы выжить, вынуждены работать на импортном волокне.

И чтобы не заканчивать статью на такой минорной ноте, полюбуемся нарядами костромской знати конца XIX - начала XX веков. И хоть при ближайшем рассмотрении оказалось, что в костюмах есть изрядная доля шёлка, шерсти, кружев, тем не менее, они достойны небольшого поста.

Коричневое платье, скорее всего, наряд учительницы или гувернантки. Мне так показалось. Интересно, что декольте не слишком низкое, но и такое закрыто кружевом.

Слева - граммофон. Сбоку даже ручка виднеется. Звук регулируется открытием-закрытием верхних дверок. Открывать можно поочерёдно, чтобы добиться желаемой громкости.

А так могла одеваться мещанка или купчиха. Но это тоже только мои догадки, на этикетках ничего не написано. Не исключено, что это наряд зажиточной крестьянки. Те платья, что носили крестьянки села Коломенское в Москве, их наряды от дворянских не отличишь.

В 1913 году в Санкт-Петербурге проходил карнавал, многие участники надели русские костюмы XVII века. В Москве, в Оружейной палате хранится карнавальный костюм Николая II .

Известны фотографии императора и императрицы в карнавальных нарядах.

Очень любопытно было узнать, как оделись Сергей Александрович - дядя царя и его супруга, Елизавета Фёдоровна, сестра императрицы, будущая святая великомученица Елизавета. Вот снимок.

А вот и реконструкция некоторых костюмов.

Вот теперь на ознакомлении с культурой Костромы можно поставить если не точку, то многоточие. Надеемся на другую встречу с льняной столицей.

Карьера