Когда родился слава полунин. Биография. Что думает о своем шоу сам Полунин

12/06/2010

Актер, режиссер, клоун, народный артист России Вячеслав Иванович Полунин родился 12 июня 1950 г. в городке Новосиль Орловской области в семье работников торговли.

Еще в школе он был увлечен клоунадой, однако профессионального циркового образования не получил. После школы Вячеслав работал на заводе, затем поступил на экономический факультет Ленинградского государственного университета. С третьего курса ушел в Ленинградский институт культуры, где одновременно преподавал искусство пантомимы.

В 1968 г. во Дворце культуры им. Ленсовета Полунин создал студию пантомимы, из которой со временем вырос Клоун-мим-театр "Лицедеи". К началу 1971 г. сформировалось ядро будущего театра. В 1974 г. вышел первый спектакль, в 1975 г. – спектакль "Лицедеи". С 1981 г. театр работал на сцене Дворца молодежи в Ленинграде. За время своего существования было созданы спектакли: "Фантазеры", "Чурдаки", "Из жизни насекомых", "Асисяй-ревю", "Катастрофа", музыкальная миниатюра "Блю-Блю-Блю-Канари", выпущено 15 программ.

Среди программ, созданных Полуниным: "Карнавал", "Баден-Баден", "Ночь на Лысой горе", "Фантазеры", "Катастрофа", "Дьяболо", "Снежное действо".

Этапным для Полунина стал 1981 г., когда на телевизионном "Новогоднем огоньке" он выступил с новым номером "Асисяй", изображая маленького, наивного и трепетного человечка в желтом комбинезоне с красным шарфом и в красных лохматых тапочках. Его визитной карточкой стал номер "Нельзя".

В 1982 г. Полунин собрал в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) около 800 артистов пантомимы со всех концов страны на "Мим-парад", а в 1985 г. – организовал в Москве Мастерскую пантомимы и клоунады, приуроченную к XII Международному фестивалю молодежи и студентов, на открытие которой по приглашению Полунина прибыли самые известные в мире клоуны, в числе которых – Джанго Эдвардс из Голландии и Франц Йозеф Богнер из Германии.

В 1987 г. Вячеслав Полунин организовал в Ленинграде Всесоюзный фестиваль уличных театров, на который съехались свыше двухсот актёров пластических и клоунских театров.

В 1988 г., отпраздновав свое двадцатилетие собственными похоронами, по случаю которых был созван первый Всесоюзный "Конгресс дураков", театр "Лицедеи" прекратил свое существование.

В 1989 г. по инициативе Полунина был запущен уникальный проект "Караван мира" – театр на колесах, шесть месяцев устраивавший цирковые представления в городах Европы.

В 1990 г. был создан объединенный театр европейских стран "Стена".

Полунин основал "Академию дураков", которая начала грандиозный проект по возрождению карнавальной культуры в России. В 1993 г. организовал первый фестиваль женщин-клоунесс мира с типично русским названием "Бабы-дуры".

В 1993 г. он уехал из России в цирк "Дю солей" в Канаду. С 1994 г. живет в Англии, где работает в лондонском театре "Хакни", хотя, по собственному признанию, английского языка не знает. Он ведет жизнь бродячего клоуна, побывал в странах, которые имеют очень глубокую традицию культуры, связанную с клоунадой, с комедией, с ярмарочным, народным театром. Общение со всем миром обогатило творчество Полунина.

Вячеслав Полунин снимался также в кино, в том числе и без клоунского грима: "Только в мюзикле" (1980), "Небывальщина" (1983), "И вот пришёл Бумбо" (1984), "Четыре клоуна под одной крышей" (1985), "Как стать "звездой" (1986), "Убить дракона" (1988), в лирической комедии Эльдара Рязанова "Привет, дуралеи"(1996), "Гофманиада" (2009).

В 2001 г. он организовал в России фестиваль клоунады в рамках Третьей театральной олимпиады – "Корабль дураков".

В 2003 г. Вячеслав Полунин привез в Москву свой спектакль "Сноу шоу" (Snow show/"сНежное шоу"), собирающий полные залы в любом городе и на любом континенте.

В январе 2010 г. в Детском музыкальном театре им. Натальи Сац состоялся юбилейный спектакль "сНежное шоу".

Вячеслав Полунин – Народный артист России (2001), лауреат второй премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1979); лауреат премии Ленинского комсомола (1987), лауреат театральных премий: эдинбургской "Золотой Ангел" (1997), испанской "Золотой нос", премии Лоуренса Оливье, национальной независимой премии "Триумф" (2000), лауреат Царскосельской художественной премии (2000), лауреат премии имени К.С.Станиславского и многих других самых высоких театральных наград.

За свое шоу "Живая радуга" королевой Великобритании Вячеслав Полунин был удостоен звания "Почетный житель Лондона".

Полунин живет в Лондоне, где снимает большой дом. Но главный его дом – в машине, в которой с ним по миру странствуют не только семья и его друзья-коллеги, но и библиотека, и видеотека, какой может позавидовать серьезный коллекционер.

Вячеслав Полунин женат, имеет троих сыновей.

В 2010 г. издательство Paulsen выпустило в Москве фотоальбом известного фотохудожника Владимира Мишукова "Полнополуние", посвященный Вячеславу Полунину.

Вячеслав Полунин

Если вы выйдете на улицу и попросите первого встреченного человека назвать какого-нибудь мима – то, может, он и вспомнит Марселя Марсо. Если вы живете во Франции. Но уж в России точно половина опрошенных с ходу назовет Вячеслава Полунина, а другая половина, шевеля губами, будет долго вспоминать, а затем просветленно выдавит из себя заветное: «Асисяй!». И не потому, что не помнит фамилию, – дело в том, что у нас Вячеслав Полунин значит гораздо больше, чем просто «мим».

Это сейчас, когда Полунину уже перевалило за шестьдесят, он – один из самых почитаемых в России (да и во всем мире) клоунов. Но все мы родом из детства, и Полунин тоже - артистом он мечтал стать с самых младых ногтей.

Вячеслав Полунин — обаяние без грима

Вообще, сначала была пантомима, а потом из нее выросли классические немые комедии. С маленьким Славой все получилось наоборот: если б в далеком детстве он не посмотрел культовую полнометражку Чаплина «The Kid» – может, никакого великого мима Полунина и не было бы в природе, а был бы, скажем, директор завода или академик. Но обойдемся без сослагательного наклонения и просто констатируем, что именно Чаплин повлиял на желание Славы стать артистом. Что ж, вполне достойный пример для подражания.

Родина Полунина – крохотный городок Новосиль, который и в лучшие годы насчитывал меньше пяти тысяч человек. Конечно, в нем нечего было и думать о получении актерского образования – зато можно было стать, хм, прекрасным электромонтером. Но юного Полунина такой вариант совершенно не прельщал, и после школы он отправился в Ленинград поступать в театральный – к сильному неудовольствию мамы Вячеслава, мечтавшей о том, что сын выберет более практичную профессию.

Вячеслав Полунин в спектакле «Лицедеев»

Но увы! — надежды Полунина оказались тщетными: его не взяли в театральный из-за неких туманных «дефектов дикции». Кто знает, не тогда ли у Полунина впервые появилась мысль в своих выступлениях полностью отказаться от этой самой дикции и вообще от слов? Как бы то ни было, а он, проучившись какое-то время на экономическом, нашел в себе силы бросить нелюбимое занятие и поступил-таки в Ленинградский институт культуры.

Именно там и появились легендарные «Лицедеи» – великая комик-труппа, позже переросшая в настоящий театр. Создал ее Полунин, когда ему было всего-то девятнадцать. «Лицедеи» стали завоевывать популярность быстро и методично: сначала в студенческой среде, в «узком кругу ограниченных людей», потом и во всем Ленинграде. К концу семидесятых «Лицедеи» были абсолютно профессиональной труппой с несколькими спектаклями и бешено популярными номерами в багаже. А потом был ОН – памятный миллионам зрителей теледебют Полунина на «Голубом Огоньке» 31 декабря 1980-го. И локальная известность в одну ночь превратилась во всесоюзную.

Но пускай «Асисяя» теперь знала вся страна – он не собирался почивать на лаврах. Восьмидесятые годы были эпохой «Лицедеев», а сам Полунин постоянно изобретал новые проекты, в том числе и международные. Пиком же всего этого «экспрессивного идиотизма» стало празднование двадцатилетия театра и его же торжественные похороны – с гробами на сцене, оркестром и всем прочим. Случилось это в 1988-м, и с этого момента Полунин ушел в одиночное плавание. Работал он преимущественно за границей, и там же, в 1993-м, поставил грандиозный спектакль «сНЕЖНОе шоу» – может быть, главное творение в его жизни.

В Россию Полунин привез его поздно – уже в начале нового века. Но годы отсутствия не привели к тому, что Полунина здесь забыли; наоборот, тем сильней была радость встречи. У нас этого многократного лауреата, почетного доктора, сэра, рыцаря и фельдмаршала все еще любовно называют Славой – и в этом нет ни грамма фамильярности. Так же, как его любимый Чаплин – только Чарли, и никак иначе.

Vecheslav Polunin Карьера: Клоун
Рождение: Россия, 12.6.1950
Западной прессой русский клоун Вячеслав Полунин назван "лучшим клоуном мира", "лучшим клоуном эпохи", он получал в разных странах самые престижные театральные премии, среди которых и эдинбургский "Золотой Ангел", и испанский "Золотой нос", и премия Лоуренса Оливье. На родине, в России, в 2000 году он удостоен премии "Триумф".

Родился 12 июня 1950 года. Отец - Полунин Иван Павлович. Мать - Полунина Мария Николаевна, сотрудник торговли. Супруга - Ушакова Елена Дмитриевна, актриса, работает сообща с мужем. Дети: Ушаков Дмитрий; Полунин Павел, учится в музыкальном училище в Санкт-Петербурге; Полунин Иван, играет на сцене сообща с родителями.

О нем говорят как о гении, его спектакли называют классикой, во всем мире есть его страстные поклонники. Все это сейчас, когда ему стукнуло пятьдесят.

А началось все ещё в детстве, в маленьком городке Новосиль, что в Орловской области. На уроках он думал о своем и нечасто слушал учителей. Это у него сохранилось и по этот день: он все время думает о своем, хотя внимать с годами он все-таки научился. Особенно - зрительный зал. Он слышит в нем дыхание каждого, оттого что его спектакль меняется в зависимости от этого дыхания.

Прерывистое взволнованное дыхание зала может спровоцировать его самую неожиданную незапланированную выходку. И тогда он может сходить прямо к зрителю. Или как гром среди ясного неба повиснет над залом невероятная огромная перерыв. О полунинских паузах позволительно чиркать трактаты, потому что в них вся его мудрость. В паузе он - мим - может заявить все то, что не разрешено изречь ни словами, ни действиями.

Со школьных уроков его зачастую выгоняли за то, что был невнимателен и непрерывно смешил весь класс своими уморительными ужимками. Во 2-м или 3-м классе он впервой увидел кино "Малыш" с Чаплиным. Но матушка не дала досмотреть его до конца: кино шел по телевидению поздненько вечером, и она выключила телевизор. Он проплакал до утра. А сквозь немного месяцев уже ходил в огромных башмаках, с тросточкой, чаплинской походкой по школе. И следом начал фантазировать всякие штуки и являть их. Сначала во дворе друзьям, затем на районных конкурсах. Несмотря на то, что доля уроков он проводил в школьном дворе, школу окончил и отправился в Ленинград с тайной надеждой поступить в сценический институт.

Мария Николаевна не была в восторге от такого выбора, она хотела, чтобы сынуля стал инженером. Поступить в сценический институт не удалось, по его собственному выражению, из-за "каких-то звуков, которые он не выговаривал". Пришлось обучаться на инженера.

Но инженерная карьера не состоялась. Вячеслав кинул институт и поступил в Ленинградский институт культуры, в котором потом стал преподавать. Его ленинградский отрезок времени был ознаменован созданием в 1968 году первой группы с красивым названием "Лицедеи" и самостоятельными занятиями новым в то время искусством пантомимы.

Увлечение пантомимой возникло не легко как дань моде. Ее плавные движения пришли на смену зачастую уж очень определенному, а вследствие того что без малого бессмысленному в те времена слову. Когда все и вся было подвержено цензуре, когда каждое словечко должно было быть залитовано, пантомима оставалась свободной. Все это, охватывая неудачу на вступительных экзаменах в сценический институт, спровоцировало заинтересованность Вячеслава Полунина к молчаливому искусству мимов.

Тогдашние "Лицедеи" во главе с Полуниным благополучно трудились на ниве эксцентрической комической пантомимы. Их приглашали на большие сводные концерты и более того на тв. Все свободное время Вячеслав проводил в библиотеках, где серьезнейшим образом занимался самообразованием. Он и в текущий момент любую свободную минуту проводит с книжкой. Поход в книжный маркет - это единый ритуал.

Среди этих книг огромное число художественных альбомов, оттого что живопись, скульптура, архитектура, дизайн, графика, карикатура - важнейшая еда для его фантазии. И эта выдумка рождает свои картинки на сцене, которые не имеют ничего общего с подражанием и повтором.

Переломным для Вячеслава стал Новый год - 1981-й. Он позвонил в редакцию "Новогоднего огонька" и заявил, что у него есть безупречно новоиспеченный номер. Никакого номера к этому моменту, истина, ещё не было, но было предчувствие, предощущение. Была догадка о том, что нужен новоиспеченный, ни на кого не аналогичный персонаж. Так родился Асисяй - мини, наивный и трепетный человек в желтом комбинезоне с красным шарфом и в красных лохматых тапочках. Родился как раз тогда, когда полунинские миниатюры получили признание, в сам их автор - многообразные призы, охватывая второе местоположение на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Родился потому что, что возникла непреодолимая надобность прорваться к чему-то новому, неизведанному, необычному.

С этого момента движение в сторону неизведанного, порой кажущегося нереальным, стало для него нормой, ответом на многие, порой жутко сложные ситуации в жизни и творчестве.

В 1982 году Полунин собрал в Ленинграде примерно 800 артистов пантомимы со всех концов страны на ставший сегодня легендой "Мим-парад". В 1985 году на фестиваль молодежи и студентов, в рамках которого была организована мастерская пантомимы и клоунады, он привез в Москву клоунов с тогда ещё малодоступного Запада, посреди которых были титулованный "король дураков" Джанго Эдвардс из Голландии и что ни на есть эпатирующе солидный и язвительный - Франц Йозеф Богнер из Германии.

В.Полунин стал организатором Всесоюзного фестиваля уличных театров в Ленинграде (1987). Более 200 его участников, охватывая детей и критиков, были заброшены на необитаемый остров в Финском заливе. С этого острова устраивались вылазки на катере в разные уголки Ленинграда и области, в ходе которых актеры пластических и клоунских театров осваивали нелегкое искусство уличных комедиантов.

В 1988 году "Лицедеи", создавшие за время своего существования пять спектаклей - "Фантазеры", "Чурдаки", "Из жизни насекомых", "Асисяй-ревю" и "Катастрофа", - отпраздновали 20-летие своего театра собственными похоронами, поверив Станиславскому, тот, что говорил, что театр посредством 20 лет своего существования умирает. По случаю похорон был созван начальный Всесоюзный "Конгресс дураков", в ходе которого было детально обсуждено, прав ли немалый реформатор сцены. Похороны прошли по всей форме: поначалу речи у гроба, точнее - гробов; далее траурное шествие по улицам и, в конце концов, - праздничный сплав горящих гробов по Неве.

В 1989 году случилось диковинка, имя которому "Караван мира", - европейский фестиваль уличных театров. Это был уникальный сценический городок на колесах, тот, что бороздил дороги Европы в течение полугода. Полунинские усилия сделали возможным осуществление и этого проекта, равного которому не было ни до, ни вслед за тем...

Потом была создана "Академия дураков", которая начала грандиозный план по возрождению карнавальной культуры в России, традиции которой, оказывается, сохранились на родине Полунина. Первый период проекта Вячеслав провел на свои средства. На второй период денег уже не было, и тогда он уехал из России на гастроли по миру. Гастроли эти продолжаются уже больше семи лет.

Сегодня Полунин проживает в Лондоне, где снимает большущий обиталище. Но стержневой его обитель - в машине, в которой с ним по миру странствуют не только семейство и его друзья-коллеги, но и библиотека, и видеотека, какой может позавидовать обстоятельный коллекционер. В том же прицепе-вагоне живут его книжки и фильмы, базируются декорации и реквизит, оборудована мастерская. Всегда с собой небольшой телевизор с видеомагнитофоном, полное оснащение офиса, тот, что может быть развернут где угодно.

Западной прессой российский клоун Вячеслав Полунин назван "лучшим клоуном мира", "лучшим клоуном эпохи", он получал в разных странах самые престижные театральные премии, посреди которых и эдинбургский "Золотой Ангел", и испанский "Золотой нос", и премия Лоуренса Оливье. На родине, в России, в 2000 году он удостоен премии "Триумф".

В голове у В.Полунина немало новых задумок и планов. Это и служба совместно с И.Шемякиным над спектаклем "Дьяболо", и надежда создать при поддержке столичной мэрии в 2002 году в Москве Международную театральную олимпиаду. "Пригласим народные, уличные, площадные театры, мимов, циркачей, жонглеров, - мечтает Полунин, - и что-нибудь такое учудим. Скажем, забьем и зажарим на вертеле над огромным костром... автобус, автоагрегат - это чудище XX века. Я люблю, чтобы была сумасшедшая, бесшабашная существование, импровизации бесконечные..."

В последнее время Вячеслав Полунин зачастил из Лондона в Москву. Дело в том, что давняя греза Вячеслава Ивановича о создании в России собственного культурного центра под эгидой "Академии дураков" близка к осуществлению. Московское руководство приняло вывод выделить для этого средства. Видимо, не за горами время, когда молодые дарования смогут обучаться премудростям клоунады по специальной системе Полунина. Конечно, тут будут постоянно выступать обожаемый всеми Асисяй и другие известные клоуны.

Полунин крайне полно работает и не может переводить дух. Но может существовать в наслаждение - и на сцене, и за пределами ее. Он может быть жестким, расчетливым, неуязвимым, но только потому что, что по сути он, как любой натуральный художник, и уязвим, и не весьма приспособлен, и трепетен. Он - джентльмен, создающий торжество.

Так же читайте биографии известных людей:
Вячеслав Гордеев Vecheslav Gordeev

В 1993-1998 гг. вел курс балетмейстеров-педагогов в ГИТИС (ныне РАТИ), а с 1998 г. является профессором Российской Академии славянской культуры.

Вячеслав Долгачев Vecheslav Dolgachev
Вячеслав Лемешев Vecheslav Lemeshev

Вячеслав Лемешев - советский боксер-любитель. Родился 3 апреля 1952 года.Вячеслав Лемешев является Чемпионом Олимпийских игр 1972, Чемпионом Европы..

Вячеслав Екимов Vecheslav Ekimov

Cоветский и российский спортсмен, один из выдающихся велосипедистов в истории СССР и России, двухкратный олимпийский чемпион и серебряный призёр..


Клоуны - это по определению люди без лица, люди-маски. Веселят публику в интервалах между серьезными номерами - вот и вся их роль. История человечества знает тысячи тысяч клоунов - безликих, с нарисованными улыбками до ушей. Сотрешь улыбку - и нет клоуна. Никто никогда не узнает, не вспомнит. Но есть единицы, которых знает весь мир. Это - гении, несущие свой жест, свое сообщение людям, которые легко понимают их с первого жеста. У каждого гениального клоуна есть имя, которым наделяют его люди. Почему так полюбился Асисяй? Почему все мы вот уже какое десятилетие повторяем вслед за ним: «Любоффь! Детектива!!!»? И ни с кем его не спутать! И дар его - один из самых редких и ценных. Дар этот - любовь. И нежность. Тот род нежности, от которого слезы наворачиваются, промывая глаза. После этих слез мир видится другим - уютным и теплым. И сердце готово сочувствовать и любить. В день рождения главного клоуна страны вспоминаем самые примечательные факты биографии Полунина.

Начало. Лицедеи

Студенчество - Самодеятельность - Армия - Театр «Лицедеи» - Blue Canary и «Асисяй-ревю» - Кто есть кто в «Лицедеях» - Фурор и гастроли - Пусть каждый идет своим путем

Их, великих советских клоунов и мимов, можно сосчитать на пальцах одной руки: Карандаш, Олег Попов, Юрий Никулин, Леонид Енгибаров. Один из этого ряда, конечно, Слава Полунин. На рубеже эпох, когда в воздухе уже носился запах больших перемен в стране, он сделал то, чего до него не сделал никто: соединил искусство пантомимы и клоунады с традициями русского фольклора, опыт древних артистов-скоморохов с современным театральным авангардом. И создал театр «Лицедеи». Популярность их была поистине феерической, признание - повсеместным и неизменным.


«Лицедеи» - это народность, республика, остров. И это сообщность. С двенадцати лет я выступал сольно: дома, в школе, в кружке самодеятельности. А когда в 1967 году окончил десятый класс и переехал из города Новосиль Орловской области в Ленинград, стал искать, у кого можно было бы поучиться. Нашел в ДК имени Ленсовета комнатку с табличкой «Студия пантомимы». В ней - никого. Ни одного студента. Я и остался. Через год появился Саша Скворцов, с которым мы сразу стали репетировать вместе. Через два года пришел Коля Терентьев. В этот момент у нас на некоторое время появился режиссер Эдуард Розинский, который собрал наши миниа- тюры в спектакль «Новеллы о смешном и серьезном». То, чем занимались, мы называли экспрессивным идиотизмом, по-научному - эксцентрической пантомимой. Продуктивность у нас была огромная, мы делали номер за номером.


Дуэт Полунин-Скворцов тринадцать лет развивался и работал в свое удовольствие. Мы не уходили в профессиональную систему принципиально: это была самодеятельность. Я решил, что, пока не найду свою идею, стиль, образ, эстетику, ни в какие профессиональные организации не пойду.

В конце 1960-х в Ленинграде грянул бум пантомимы, в городе стихийно возникло около пятнадцати студий, но преподавателей не хватало. В то время пантомима несла идею фантастической свободы и новой культуры. Тогда ведь всех хватали за язык, не давали личности проявить себя. А тут человек не говорит ни слова и за язык его не схватишь. Поэтому в пантомиме люди могли искренне открываться, что в словесных жанрах было сложно. Я вел четыре кружка - в студенческих клубах Политехнического института, Военмеха, в Доме культуры глухих. Проводя занятия, я обучал и сам себя. Но потом решил не разбрасываться, оставить себе одну студию, а остальные раздать друзьям: Коле Терентьеву, Саше Скворцову. Вот с этой группы товарищей все и началось. Мы со Скворцовым мощно фантазировали, а все остальные тут же втягивались в процесс. Первая миниатюра, которую мы сделали в нашей маленькой студии и показали там же, в ДК имени Ленсовета, и обозначила рождение труппы. Я обычно называю дату 1 апреля 1968 года. Выступлений у нас было много, до сорока в месяц. Зимой мы работали в Ленинграде, а летом отправлялись в дальние уголки страны - например, на Алтай, в Коми АССР. Приглашения получали через Дом художественной самодеятельности, в отделе студенческих агитбригад, примыкали к какой-нибудь агитбригаде и радостно отправлялись на все лето путешествовать.

Название театра я придумал, когда служил в армии, - дело происходило под Ригой с 1976 по 1978 год. Вариантов, как назваться, была масса. Но как-то в письме кому-то из девчонок я первый раз написал слово «Лицедеи». Тогда же начал обдумывать концепцию будущего театра: я хотел основать его сразу по возвращении. А пока готовился, у меня была целая серия армейских пантомим. Например, я показывал «Сон солдата»: вскакивал, бежал, срывая с себя подворотничок, сапоги, закидывал все это черт-те куда. Кто-то из старших по званию увидел эту зарисовку и дал распоряжение срочно доставить меня в штаб армии, после чего меня перевели в Минск и сделали заведующим клубом. Все было замечательно, образовалась целая бригада из танцоров, актеров и музыкантов. Но приехал генерал и сказал: «Расформировать! Разогнать по дальним гарнизонам!» И я очутился на острове в Прибалтике. Однако при этом я всегда попадал туда, куда надо. Сразу спрашивали: «Кто художник?» - «Я!» - «Кто музыкант?» - «Я!» Кроме того, я занимался самообразованием. Во время ночных дежурств масса свободного времени, читай - не хочу. Составил себе список из ста книг, которые нужно проштудировать, в основном классика, русская и французская: «Красное и черное», «Прогулки одинокого мечтателя». Из ста книг тридцать стали любимыми и теперь стоят в моей библиотеке. Это, конечно, Гоголь, Руссо, «Опыты» Монтеня, откуда я выписал все лучшее в специальную тетрадку. Жаль, тогда еще не было в доступе Хармса и Булгакова. Когда в 1978 году я демобилизовался, мы перешли на профессиональную сцену, но не стали выступать, а попросили дать нам год на репетиции. В ансамбль пантомимы «Лицедеи» кроме меня вошли Саша Скворцов и Коля Терентьев, а когда мы играли спектакли, приглашали Феликса Агаджаняна и Галю Андрееву. За год мы сделали несколько спектаклей: «Лицедеи», «Малая Олимпиада» и «Фантазеры». Последний был тоже придуман во время службы в армии. Под окном моего кабинета был детский сад. Именно фантазии детей, их беготня и игры, их поведение и общение друг с другом вдохновили меня. Подражая детским играм, средствами пантомимы мы рассказывали друг другу истории, по ходу которых превращались в отважных мореплавателей или летчиков.

Мы были нарасхват, на конкурсе артистов эстрады получили премию из рук Аркадия Райкина, но все же старались меньше участвовать в сборных концертах, предпочитая продвигать свой спектакль, чтобы развиваться дальше. К 1980 году мне стало сложней работать с Сашей Скворцовым. Я пытался двигаться в сторону поэтической пантомимы и философской клоунады, а Саня - великий юморист, и ему это было неинтересно. Я и предложил: «Давай сделаем перерыв, а потом посмотрим, стоит нам дальше делать что-то вместе или нет». Потом я решил перебраться во Дворец молодежи и объявил набор в свою студию. А в 1982 году организовал первый всероссийский фестиваль пантомимы, на который собрались восемьсот человек со всей страны. Повалила новая волна: ко мне пришли поступать Антон Адасинский, Анвар Либабов, Юрий Делиев. На одном из фестивалей самодеятельности я нашел Витю Соловьева, а после какого-то конкурса пригласил Сережу Шашелева, глухонемого. Вскоре нам стали не нужны переговорные устройства во время спектакля: мы жестикулировали друг другу из-за кулис. Язык жестов делится на знаковый и буквенный. Я запретил буквенный, чтобы артисты думали образами, и вся труппа овладела знаковым языком.

Тем временем часть артистов моей студии работали в Ленконцерте, но студия оставалась для всех нас главной. В этот период мы сделали с писателями-сатириками замечательную программу «Шоу 01», в которой участвовала моя команда: Валера Кефт, Витя Соловьев, Галя Войцеховская, Коля Терентьев, Аня Орлова. Ситуация в Ленконцерте иной раз бывала непростой. Например, однажды мы показали на художественном совете номер, который не был принят. Нам сказали: «Ну что это? Поете под фонограмму. Трюков акробатических не делаете. На гармошках играть не умеете». Тогда я предложил этот номер телевидению, и его тут же показали в «Голубом огоньке». Это была пантомима «Голубые канарейки».

Верхний ряд: в белом костюме - Виктор Соловьев, в клетчатом пиджаке - Валерий Кефт.
Центр: в полосатой футболке - Сергей Шашелев, в шляпе - Роберт Городецкий
под ними, в галстуке-бабочке, - Галина Войцеховская.
Левая ветка: Николай Терентьев, стоит Анна Орлова, сидит Галина Андреева.
Правая ветка: ближе к стволу - Вячеслав Полунин, сидит Ольга Кочнева,
по центру - Анвар Либабов, крайняя справа - Елена Ушакова.

Номер Blue Canary - «Голубые канарейки» - публика увидела в 1983 году. Дело было так. Двумя годами раньше я впервые в России поставил цельный двухчасовой спектакль клоунады «Чурдаки», с героями, декорациями, драматургией. Успех был огромный. И как раз тогда Роберт Городецкий, с которым мы давно дружили, начал захаживать к нам в студию. Как-то вечером он вытащил из своего портфеля картинку, на которой были изображены три поющих клоуна, и дал мне послушать музыку, в которой я тут же узнал мелодию, записанную на моем первом в жизни магнитофоне одной из первых. «Робик, - сказал я ему, - сегодня вечером ты выступаешь». Брови Робика от удивления улетели до небес. Он много лет носил с собой эту картинку и предлагал свою идею повсюду. И только у нас произошло чудо: идея нашла плодотворную почву. Созданная мной концепция поэтической клоунады и воспитанные в нашем театре актеры смогли идеально воплотить эту мечту. В 1983 году я создал первый в России самоокупаемый театр. Скептики говорили мне: «Зачем ты тянешь всю эту кучу народа? У вас с Сашей была такая отличная пара! Зачем тебе все эти дети?» Уже потом, когда труппа стала мощно развиваться, все поняли, что «Лицедеи» - самый настоящий театр. Просто молодым ребятам необходимо было время, чтобы сформироваться.

Мне очень нравилась концепция группы The Beatles. Каждый персонаж классического состава «Лицедеев» (1985–1991 годы) представлял свою философию и имел свою аудиторию. Анвар Либабов - альтернативщик, аутсайдер. Таким был в жизни Хвост (Алексей Хвостенко), который вливался только в то, что ему было интересно. Анвара арестовывали на каждом шагу, он не мог спокойно пройти по городу: его непременно по нескольку раз останавливала милиция и проверяла документы. Антоша Адасинский - экстремал! Упертый, мощный. От него буквально исходила опасность, он все время толкал свое, другое: другую идею, другую философию, другую культуру. Он был фаворитом у революционеров, нигилистов, которые знали, чего хотят, и были уверены, что все делают не то, что надо. Персонаж Валеры Кефта я с самого начала строил для романтически настроенных девушек. Я назвал его Одуванчиком: кучерявые белые волосы, нежный и трепетный. Словом, Фанфан-Тюльпан. Но вскоре у Валеры проявилась его суть - парня с Лиговки, где он жил и вырос. Постепенно он поломал первоначальный персонаж, зарыл его и стал двигаться в сторону анархии. Правда, потом мировоззрение Кефта скорректировалось, когда он, будучи отличным художником, поступил в Серовское художественное училище. Появились новые краски: оставаясь парнем с Лиговки, он стал рисовать свой персонаж, придумывал интересные решения, выдавал бесконечные гэги. Валера сам был художественным явлением, к нему «прилипали» люди соответствующего склада: музыканты, художники и вообще разные «творяги». Образ Лени Лейкина - Кола Брюньон (герой Ромена Роллана. - Прим. ред.) или даже Гаргантюа (герой повести Рабле. - Прим. ред.). Леня - это упоение жизнью! В нем как будто живут четыре человека одновременно! Как только он попадает в компанию, ему сразу нужно быть в центре внимания, взбодрить эту кислую жизнь, чтобы она звенела, пела, орала. Искры из глаз! Как только энергия убывает, ему становится неинтересно. Мне пришла в голову идея номера «Низя», и я пригласил Леню Лейкина сыграть его со мной. Он делал первые шаги на сцене, но уже тогда его обаяние, фантазия и радость были способны осветить все вокруг. Персонаж Роберта Городецкого молчит, молчит, а потом как выдаст! И эта фраза остается в памяти месяцами, так точно он ее произнесет, так иронично. У Роберта очень тонкий взгляд на вещи, он все анализирует. Он спокойно сидит в уголке, незаметный, но обаятельный. При этом за ним всегда тянется толпа. В кабаретной паре с Робертом Городецким работал Коля Терентьев. У него в роду восемь колен питерских интеллигентов, а дядя был дирижером в Мариинском театре. Сам Коля очень любит оперу, с утра до ночи поет арии, знает наизусть весь репертуар великих певцов, а шкафы у него сверху донизу набиты уникальными пластинками. Еще Коля был чемпионом Ленинграда по фехтованию. Вот пожалуйста - клоун и в то же время спортсмен! Эта пара - два белых клоуна - торжественно несла мудрость, не сильно обращая внимание на всякие трепыхания окружавшей их шантрапы. И если говорить о белых и рыжих, то наша палитра была побогаче, чем обычно. То, что делали ранние «Лицедеи», было новой комедией дель арте с новыми принципами создания группы гротескных персонажей.


И когда публика приходила в театр, происходила дифференциация: каждый зритель следил за своим любимцем и за его проявлениями в общем представлении. Задача была создать из этих разношерстных характеров единое сообщество, теплое, живое, как семья. Вот это и было главной идеей: доказать, что людям вместе вполне может быть хорошо и, оттого что они друг другу нужны, возникает нечто очень важное. Такое и правда редко бывает, только тогда, когда люди обладают достаточной степенью терпимости и даже мудрости, чтобы своих близких, родных или друзей принимать такими, какие они есть, и находить с ними общий язык.


Мой клоун Асисяй родился вместе с новеллой «Телефоны» в 1981 году. Он так понравился зрителям, что я сделал на базе этой новеллы спектакль «Чурдаки» - про четырех клоунов, живущих под одной крышей. В нем были заняты Терентьев, Кефт, Шашелев и я. С этой командой мы выпустили несколько успешных спектаклей. И я подумал, что маленький зал на сто человек нам уже мал - надо попробовать работать на большую аудиторию, придумать постановку для зала на тысячу человек.


Тогда в 1985 году и было сделано «Асисяй-ревю». Анечке Орловой я подложил мячики туда, подушки сюда, одел ее в желтый костюм. Витя Соловьев появился с сетками-авоськами в спектакле «Ночь на Лысой горе». Его персонажа стали называть Мамаша-Родина, потому что бабки с сетками в то время ходили по всему СССР. Оттого так и прижился этот образ. Так же как и персонаж Ани - квинтэссенция популярнейшего женского типажа, этакая буфетчица-красавица. Первый раз «Асисяй-ревю» было показано в Казани, во Дворце молодежи, на Новый год. Мы не думали, что справимся с большой сценой, но успех был необыкновенный. Тогда мы отправились с этим спектаклем на Фестиваль молодежи и студентов, и там уже был разгул. Потом поехали по России и объездили все, что только возможно. А в 1988 году начались международные гастроли, включая двухмесячную поездку по Америке. Молодежь моя стала мощной, каждый продвигал свою идею. И где-то к 1989 году я почувствовал, что каждый хочет чегото своего. Все были яркими индивидуальностями, я их не учил, а провоцировал на творчество и корректировал. Этот принцип они активно приняли, и каждому хотелось себя проявить. Адасинскому я подсунул буто-данс, и Антон отправился в самостоятельное плавание, увлеченный этой идеей. Как только я понял, что не смогу реализовать свои идеи, стало ясно, что нет смысла в том, чтобы тащить на себе огромный груз руководства театром да еще и не делать то, что хочешь. Лучшим выходом в этой ситуации было попробовать всем самостоятельно искать свою дорогу. В результате Антон Адасинский создал свой театр, Валера Кефт и Сережа Шашелев ушли в Cirque du Soleil, где работают и по сей день, Коля Терентьев остался со мной, а Леня Лейкин, Витя Соловьев, Аня Орлова и Анвар Либабов по-прежнему вместе. Иногда к ним присоединяется Роберт Городецкий. На мой взгляд, неверно то, что они называют себя «Лицедеями». Если бы они именовались «Лицедеи Петербурга», «Новые лицедеи» или Театр Леонида Лейкина, это было бы правильней. Но изменить название следовало бы обязательно, потому что публика до сих пор путается.

Анвар Либабов

Когда я увидел «Лицедеев» на сцене, сразу влюбился. Беспробудно, понастоящему! Не люблю слово «фанат», мне нравится «поклонник». Но я был больше чем поклонник, для меня они являлись небожителями. А первый раз я увидел Полунина на расстоянии вытянутой руки в Доме художественной самодеятельности на улице Рубинштейна, 13. Это была какая-то шаровая молния творческой энергии. Слава для меня прежде всего учитель. И отец. Само творчество открылось для меня через Славу. Именно он предопределил мой путь, а встреча с ним стала судьбоносной. Вокруг Полунина всегда царит буйство идей, он обладает невероятной способностью зарождать эти идеи, давать им движение и вести за собой. В жанре эксцентрической театральной клоунады он Петр I. Это он прорубил окно в Европу. У него божий дар созидателя. Я бы назвал его апостолом Славой! В науке есть открытия, которые изменяют мир, двигают цивилизацию по пути прогресса. То же самое Слава Полунин сделал в искусстве, принеся людям легкость бытия и радость жизни. Это, собственно, его лозунг: радостная душа на флаге театра».

Валерий Кефт

Как я отношусь к Славе Полунину? Как к вождю и учителю! А как можно относиться к вождю? Просто преклоняться перед ним! И не только потому, что это матерый человечище, а потому, что он открыл мне путь, показал, чем надо заниматься, и объяснил, как это делать. Он заслуживает памятника при жизни, потому что является фигурой мирового масштаба. То, что он создал, - это культурное явление. Начиная с «Лицедеев» и заканчивая тем, чем он занимается сегодня, это целая эпоха в клоунаде. Человек, выросший в рамках театрального искусства советского периода, он мыслил глобально и умел остро чувствовать все новое, что появлялось в клоунаде и вообще в театре. В этом один из его основных талантов. Он «держал нос по ветру» и чувствовал, что в данный момент будет интересно, актуально, модно. И всегда старался достигнуть совершенства во всем, продолжая делать это по сей день на самом высоком уровне. Он безошибочно определяет человека, который ему нужен в настоящий момент, чтобы достичь результата. Он ищет таких людей, и они сами его находят. Мы проработали вместе десять лет, и каждый день был интересным. Объездили кучу стран и даже всем театром стали почетными гражданами города Лексингтон в штате Вирджиния».

Леонид Лейкин

Про Славу уже много сказано. И будет сказано еще больше, потому что этот человек сдвинул гору под ногами становления театральной клоунады. При движении этой горы появился и я, в движение это была внесена и моя лепта. И не только моя, конечно. Я попал в студию театра «Лицедеи» последним. Попал не потому, что я талантливый человек, а потому, что я был хорошим осветителем. Светил потихонечку, занимался разными делами театра, работая там на четырех должностях одновременно. Так устроил Слава: он не хотел, чтобы театр разрастался, брал к себе людей талантливых, и в первую очередь тех, кто нес в себе какую-то внутреннюю энергию. Он всех нас сплотил. Если бы не Слава, я не состоялся бы как клоун. Это самое главное, что я могу сказать. Я его боготворю! И когда-то я сказал себе, что буду следовать за этим человеком практически вечно. Я и по сей день занимаюсь тем, чему он меня научил: философской и поэтической клоунадой. Если бы не Слава Полунин, Лени Лейкина не было бы. Не в смысле как молекулы или атома, а как клоуна и артиста».

    Актер, клоун, мим; родился 12 июня 1950 г. в г. Новосиль Орловской области; окончил Ленинградский институт культуры; в 1968 г. создал в Ленинграде студию пантомимы, ставшей в дальнейшем Клоун мим театром "Лицедеи", по 1988 г. являлся… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 12.06.1950, г.Новосил, Курская обл.), клоун, актер. Лауреат второй премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1979); Лауреат премии «Триумф» (2000). Окончил эстрадное отделение ГИТИСа. Актер мим, клоун, автор и постановщик клоунских… … Энциклопедия кино

    - (р. 1950), российский режиссёр, мим. Основатель и руководитель клоун мим театра «Лицедеи» (1979 92). Герой Полунина Асисяй трогательно наивный мечтатель, фантазёр. Под руководством Полунина созданы спектакли «Фантазёры», «Лицедеи» (оба 1979),… … Энциклопедический словарь

    Вячеслав Иванович Полунин (12 июня 1950, Новосиль, Орловская область) актёр, режиссёр, клоун, народный артист России (2001). Содержание 1 Биография 2 Фильмография 3 Ссылки … Википедия

    Вячеслав Иванович Полунин - Еще в школе он был увлечен клоунадой, однако профессионального циркового образования не получил. После школы Вячеслав работал на заводе, затем поступил на экономический факультет Ленинградского государственного университета. С третьего курса ушел … Энциклопедия ньюсмейкеров

    - … Википедия

    Вячеслав Жолобов Имя при рождении: Жолобов Вячеслав Иванович Дата рождения: 3 июня 1947(1947 06 03) (65 лет) Место рождения: Москва, РСФСР … Википедия

    Содержание 1 Мужчины 1.1 А 1.2 В 1.3 И … Википедия

    - «ПРИВЕТ, ДУРАЛЕИ!», Россия, Госкино/Луч/Мосфильм, 1996, цв., 116 мин. Городская сказка, мелодрама. Юрий Каблуков, добросовестный мойщик московских памятников, а в недавнем прошлом филолог, проводя очередную ночь под окном бывшей жены, крепко… … Энциклопедия кино

    Ниже приведён список народных артистов Российской Федерации по годам присвоения звания … Википедия

Здоровье