Как помочь невнимательному ребенку. Невнимательный ребенок: причины и как справиться. Причины детской невнимательности

Татьяна Савенко

Добрый день! Старшему сыну почти 4 года. Когда к нему обращаюсь, с превого раза он меня не слышит, очень увлечен игрой. Приходится по нескольку раз звать. На площадке, находясь от него в 3-4 метрах, зову, не слышит. Подхожу ближе, не слышит, потом еще ближе, иногда приходится за рукав брать, чтобы обратил внимание. Вижу, других детей позовут, откликаются сразу, а мой так увлекается, что ничего не слышит. Еще быстро забывает, что можно, а что нельзя. Говорю по 25 раз, потом запоминает. Занимаемся с ним по книгам, журналам, он отвлекается, может начать петь песни, он любит петь. Рисовать ни в какую не хочет, может мелом на доске, а на бумаге карандашом никак. Цвет, размер, формы, все знает. К логопеду ходили, отклонений нет, говорит на самом деле хорошо. Но фразы составляет не правильно, может сказать: "Мама, давай поедим, с утра?". К психологу ходили, просто сказали отвлекается, а что делать не сказали. Сильно не ругаю, ставлю в угол или в комнате посидеть. Не бью никогда. Это принципиально, мы с мужем решили, что бить нельзя. Как развить внимание? Что с ребенком? Где упущение? И есть ли проблема или это возрастное? Начала такое замечать полгода назад. Сейчас оформляем в садик, вот и переживаю. Простите, за много вопросов. Заранее благодарна за ответ!

1. сходить к ЛОРу проверить слух. если все в норме - особенности поведения - игнорирует вас. 2. по поводу отвлекается - все дети разные. если не ставит отклонений - все нормально. 3. в саду думаю пойдет все на лад - просто особенность ребенка. вы много от него хотите...

Татьяна Савенко

Большое спасибо за ответ! К ЛОРу ходили, все нормально, есть небольшие аденоиды. Невролог отклонений не ставит, хотя прописала тенотен и пантокальцин, но вот психолог... Сегодня были на приеме. Сказала отставание в развитии. Дала ему несколько картинок, Назвал всех кроме лошади, сказал осел, да и еще задумался на секунды три. Больше никаких тестов не давала. На мои вопросы что это и что делать, ответила идите к логопеду. Я понимаю что она бесплатный психолог при поликлинике, и много не ожидала, но я в растерянности. Или такие высокие планки у наших психологов или она по одной его ошибке определила отставание (может профессионал) или идти к другому психологу. Может я на самом деле много требую от ребенка, но меня беспокоит его рассеянность и невнимательность. Я ему объясняю что-то, закончила объяснять, а он мне: что мама? Кстати муж такой же. И мой вопрос к Вам: почему игнорирует и какие посоветуете занятия с ребенком? Спасибо большое!!!

Ребенок систематически опаздывает, не успевает собрать портфель, теряет учебники и тетради.

Вы удивляетесь, что такое бывает? В вашей семье и у ваших знакомых все по-другому? Так вы просто счастливчики! Ведь многие детей именно такие: рассеянные, несобранные, необязательные. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но такие. Ежедневные опоздания на уроки, беспорядок в портфеле, на рабочем столе, в шкафу, в комнате … Постоянный поиск неизвестно куда пропадающих с удивительным постоянством тетрадей, учебников, ручек – всего, что понадобится для выполнения домашних заданий или других дел. Время бестолково уходит на бесконечные поиски загадочно исчезающих предметов.

Это утомляет и взрослых, и детей. Ведь такие дети совершенно не отдыхают – у них нет на это времени! А уроки делаются ночью в полусонном, уставшем состоянии, под причитания таких же уставших родителей. Что же предпринять, чтобы восстановить мир и гармонию в семейных отношениях, чтобы ребенок перестал опаздывать, стал внимательным, собранным?

Есть дети, которые содержат все в порядке. Для них положить вещь на место – естественная потребность, сформированная с раннего детства. Как зубы чистить утром и вечером. На автомате. Если у вас дети еще маленькие, не упустите время, приучайте к порядку, пунктуальности, доведению дел до логического завершения.

А если уже школьники? Придется сложнее, так как у детей уже сложился стереотип поведения в той или иной ситуации. Могут читать, думая совершенно не о сюжете, а о посторонних предметах. Тут работа для родителей в этом случае предстоит долгая, нужно запастись терпением, выдержкой.

Если ребенок опаздывает, следует посмотреть, соблюдает ли он режим дня? Или его вообще нет? Тогда необходимо срочно выработать совместно с ребенком режим, соответствующий требованиям именно учебного года (потому что летом он может быть иным). В нем учитывать все необходимые моменты, в том числе перед выходом из дома в школу проверить наличие нужных в этот день тетрадей, учебников, канцелярских принадлежностей, ключей, мобильного телефона.

Так как у многих детей почти ежедневно какие-то кружки, спортивные секции, то расписание лучше составить на каждый день недели. Особенно это важно в начале борьбы с рассеянностью, неумением организовать свое время. Во время учебного года в выходные не стоит менять время вставания и укладывания спать.

Ребенок может просыпать, а потому опаздывать и по причине беспокойного сна. Кроме привычных советов проветривать комнату, особенно перед сном, содержать ее в чистоте, не захламлять, нужно учесть, что ребенок может плохо спать из-за тревожных мыслей: не сделал уроки, не подготовил одежду, на него произвел сильное впечатление агрессивный фильм, посмотренный вечером и т.д. Следовательно, постарайтесь исключить все негативное, что может мешать ребенку спать. Проконтролируйте, все ли домашние задания сделаны? Если завтра контрольная, поинтересуйтесь, готов ли он к ней. Если есть проблемы, спросите, в чем они заключаются. Не уверен, что решит задачи? Предложите прорешать несколько аналогичных заданий вместе. Не понимает, как применить какую-то орфограмму – прочитайте ее, разберитесь в содержании, потренируйтесь на соответствующих примерах.

Если у ребенка много свободного времени, он и не торопится особо. Куда? Зачем? Заброшенный куда-то учебник можно искать хоть несколько часов. И тетрадь тоже. В этом случае время обесценивается. Помогите ребенку разумно организовать досуг. Чтобы он четко знал, что у него на выполнение домашних заданий только полтора часа, например, с четырех до половины шестого. А потом он должен бежать на любимый баскетбол (или еще куда-то), а затем немного погулять. И так каждый день должны быть какие-то значимые дела. А вечером спросите: что ты сегодня успел сделать? У ребенка должно быть что сказать. В противном случае есть причина задуматься, правильно наполнен день любимого чада?

Ну и конечно нужно посмотреть на себя со стороны. Если родители опаздывают везде, всюду и всегда, если разбрасывают свои вещи, каждый день живут как придется, а не по примерному (хотя бы) плану, то не удивительно, что и дети такие. Проконтролируйте свое поведение. Может быть, нужно начать с себя. Личный пример самое сильное средство воспитания подрастающего поколения.

Если витающие в мире своих фантазий малыши вызывают умиление, то по мере взросления ребёнка эта черта начинает настораживать. Уже к возрасту 5–6 лет дошкольник должен уметь концентрироваться на задаче, удерживать в зоне внимания сразу несколько объектов, не отвлекаться от сути вопроса хотя бы в течение 15–20 минут. Но что делать родителям невнимательного ребёнка: как понять, в чём проблема, и найти способ её решения?

Давайте разбираться вместе, друзья!

5 причин невнимательности

Причина 1. СДВГ

Рассеянное внимание и высокая отвлекаемость - характерные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. На нашем сайте вы можете подробнее и прочитать, как правильно организовать .

Важно понимать, что такие дети требуют согласованной работы родителей, медиков, педагогов и психологов. Но ваши усилия будут вознаграждены: при грамотном подходе состояние ребёнка поддаётся коррекции.

Причина 2. Слабое здоровье

В педиатрии есть такое понятие, как часто болеющие дети, и, если ваш малыш входит в эту группу, будьте готовы, что развитию внимательности в дошкольном возрасте придётся уделить особое внимание.

Чтобы повысить усидчивость ребёнка со слабым здоровьем и повышенной утомляемостью, вам придётся с особой тщательностью следить за режимом дня карапуза, внимательно распределять нагрузки, создать условия, благоприятные для полноценного отдыха и восстановления.

Причина 3. Особенности нервной системы

Легко возбудимым, тревожным детям, подверженным разным страхам, сложнее сосредоточиться на объекте изучения, чем уравновешенным и спокойным малышам.

В этом случае помочь ребёнку самостоятельно родителям без специальных знаний сложно. Но с помощью психолога, грамотного педагога по дошкольному образованию и опытного учителя начальных классов можно подобрать методики развития внимательности при слабой нервной системе.

Причина 4. Высокие нагрузки

Если вы с утра пораньше ведёте своего ребёнка на танцы, затем отвозите его в бассейн, за которым друг за другом следуют ещё несколько секций и репетиторов, стоит ли удивляться, что к вечеру он неспособен выслушать вас внимательно даже 5 минут?

Детская психика - материя, требующая бережного обращения. Мощные потоки информации, психологические и физические нагрузки неизменно приведут к снижению внимания - это естественная защитная реакция организма при работе на грани стресса.

Причина 5. Отсутствие мотивации

Самая распространенная причина, по которой дети демонстрируют неусидчивость и рассеянность, - отсутствие интереса к объекту рассмотрения. Отсроченные цели в дошкольном возрасте ребёнку не понять. Если ребёнку неинтересно здесь и сейчас, он просто физически не сможет проявить ту степень вовлечённости в занятие, которую ожидают от него требовательные родители.

Чем меньше ребёнок, тем важнее сделать развивающие занятия интересными. Но всё же не забывайте приучать малыша к мысли, что заниматься - дело важное и ответственное. Учите его учиться: вдумчиво, собранно, внимательно.

Чаще отвлекайтесь от дел ваших насущных, чтобы насладиться красотой окружающего мира. Послушайте, как шепчет в листьях ветер. Понаблюдайте, как грациозны в своих размеренных движениях бродячие коты.

Дома, на прогулке, в общественном транспорте рассматривайте всё, что попадает в ваше поле зрения, прислушивайтесь ко всему, что улавливают ваши уши. И, конечно же, обсуждайте увиденное и услышанное с ребёнком. Привычка замечать детали - эффективный тренажёр для развития внимания.

Внимательность - это способность направить сознание на нужный объект. Но что толку от такой способности, если слабая память не удержит этот объект в себе.

Быть внимательным тем проще, чем более развитой памятью обладаешь. Поэтому, друзья, тренируйте детскую память: разучивайте стихи и песенки, учите алфавит, марки машин, названия столиц на карте мира…

Переживаете, что во время занятий ваш малыш то и дело отвлекается? Задумайтесь: возможно, сосредоточенной работе мешает окружающее пространство.

Заниматься легче, когда в комнате нет посторонних шумов, когда на глаза не попадаются посторонние предметы, когда голод или усталость не забирают и без того слабое детское внимание на себя. Рабочая обстановка - ключ к успеху в борьбе с рассеянностью.

Если вы стараетесь контролировать каждый детский шаг, а каждую минуту ребёнка стремитесь наполнить полезным делом, то малышу сложно разобраться самому, что заслуживает его внимания.

«Меньше родительского контроля, больше самостоятельности» - простая, но эффективная формула для профилактики детской рассеянности, неусидчивости, невнимательности.

Развивать различные (концентрацию, устойчивость, объём, переключение и распределение) в дошкольном возрасте помогают различные игры.

Хороши в этом деле настольные игры, лото, детское домино, карточки Memo. Можно играть в словесные игры и игры на бумаге. Главное, что, тренируя внимание в игре, ребёнок искренне вовлекается в процесс, а потому получает от происходящего максимум удовольствия и пользы.

Подведём итоги

  1. Если ребёнок невнимательный, ищите причину его рассеянности и неусидчивости.
  2. Учитывайте индивидуальные особенности своего малыша. Старайтесь избегать сравнений с другими детьми, а если беспокоитесь, что ваш наследник отстаёт в развитии от сверстников, проконсультируйтесь со специалистами.
  3. Для развития внимательности задействуйте все возможные способы: предлагайте интересные игры, наблюдайте за окружающим миром, тренируйте память и мотивируйте ребёнка на самостоятельную работу.

Друзья, мы желаем вам счастливого родительства! До новых встреч!

Детская рассеянность – настоящая проблема для родителей, так как малыш регулярно отвлекается на любые раздражители, не в состоянии концентрироваться при решении задачи, не может вспомнить, что ему говорили или читали всего несколько минут назад. Взрослым приходится настаивать, стоять «над душой», ежесекундно контролируя процесс выполнения. Почему же ваше чадо рассеянное и что с этим делать? Давайте разберемся в этом вопросе.

На что влияет внимание?

  1. На восприятие. При отвлекаемости взгляды детей не фиксируются на предмете, а хаотично перескакивают с одного объекта на другой. Такое поверхностное восприятие приводит к ошибкам узнавания, поэтому представления об окружающем мире не обладают полнотой и целостностью.
  2. На память. Маленький ребенок непроизвольно запоминает многое из того, что он видит или слышит. Ненужная информация потом отфильтровывается. Однако рассеянным ребятишкам требуется инструкция, но и с ней они не всегда вспоминают требуемые фразы или картинки.
  3. На речь и мышление. Из-за невнимательности слова не объединяются в структуру, не несут за собой устойчивое значение, поэтому дети путают похожие по смыслу понятия. Все это приводит к непониманию причинно-следственных связей, неумению обобщать, находить сходства и различия.

Итак, внимательность очень важна для будущего ученика. Как же узнать, что ваш ребенок рассеян? Основные признаки несобранности таковы:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • вашему отпрыску сложно заниматься чем-то одним продолжительное время;
  • любое движение, музыка, даже негромкий звук его отвлекают;
  • несмотря на старание, постоянно ошибается;
  • ему трудно найти и исправить сделанные недочеты;
  • он с трудом пересказывает короткую историю;
  • из-за множественных неудач ему неинтересны задания, связанные с оцениванием, поэтому он предпочитает компьютерные игры или обыкновенную возню с приятелями.

Причины рассеянного поведения детей

Прежде чем приступить к борьбе с невнимательностью, необходимо все-таки выяснить, откуда она взялась. Специалисты выделяют ряд провоцирующих факторов.

  1. Немаловажную роль играет особенность нервной системы. Холерик может отвлекаться из-за того, что ему хочется сделать сразу много вещей в одну и ту же секунду. Меланхолики же, наоборот, медлительны и зачастую испытывают сложности при переключении внимания.
  2. Ослабленный организм и болезненное состояние также могут вызвать невнимание у малыша. Низкий уровень гемоглобина, пониженное артериальное давление, головные боли, инфекционные заболевания и даже банальная простуда – все эти факторы приводят к рассеянности, зачастую протекая незаметно для родителей.
  3. Иногда такой недостаток внимания проявляется только в определенных видах деятельности, например, при изучении иностранного языка или при обучении чтению. Это означает, что вашему чаду не нравятся подобные занятия или он еще слишком мал для этого.

Что делать?

Отсутствие сосредоточенности – не приговор. В ваших силах помочь своему ребенку, не наказывая за «ловлю ворон», а тренируя его внимание и память. Все это можно сделать и в домашних условиях, но все же обращение к психологу или педиатру в некоторых случаях будет не лишним.

  1. С раннего возраста учите младенца фокусировать взгляд на предметах. Динамичные игрушки, мамино зеркальце и, в конце концов, лица родных могут надолго вызывать интерес крохи.
  2. Собирание пазлов, мозаики или лото – очень увлекательные настольные игры, которые требуют от дошкольников некоторой концентрации. Не просто дайте малышу коробку с головоломкой, а присядьте рядом, покажите, как можно сложить изображение или построить из конструктора целый город. Затем передайте инициативу сыну или дочке – пусть самостоятельно выполнит задание.
  3. Выкладывайте в ряд несколько мелких безделушек (игрушки, пуговицы, бусинки), постепенно увеличивая их количество. Ваш отпрыск должен догадаться, что вы спрятали за спину или поменяли местами. Также пригодятся задания «Найди различия» или «Лабиринты».
  4. Старайтесь чаще гулять на свежем воздухе, выезжать в лес. Обсуждайте увиденные природные явления: как поют птицы, желтеют листья, распускаются цветы, шумит ветер в деревьях. Обычное созерцание поможет развить в ребенке наблюдательность.
  5. Обсуждайте прочитанные сказки или просмотренный мультфильм, освежая в памяти сюжетные линии, поступки главных героев, необычные детали.
  6. Обеспечьте школьнику рабочую атмосферу дома и в классе. Уберите стол от окна, чтобы у него не возникало соблазна разглядывать людей и машины на улице. Во время выполнения домашних заданий выключайте телевизор и компьютер. Попросите учителя пересадить на первую парту, чтобы ребенок не витал в облаках на «камчатке».
  7. Проанализируйте режим дня первоклашки. Не загружайте излишними занятиями, секциями, спортивными кружками. Проследите, чтобы он высыпался и получал необходимые витамины.

Как видите, нет ничего невозможного. Главное, родителям нужно самим не быть рассеянными и не забывать о ежедневных упражнениях, совместных играх и семейных прогулках.

Семья