Для чего нужны куклы. Нужно ли мальчикам играть в куклы? Куклы от года до трёх лет

К выбору куклы необходимо подойти особенно ответственно, поскольку при помощи игры девочки не только развиваются, но и формируют важные социальные роли и навыки.

Куклы до года

Для столь раннего возраста детские психологи советуют приобретать куклы из мягкого, высококачественного материала. Маленькие дети познают окружающий мир не столько при визуальном, как при тактильном контакте, поэтому чтобы малышке нравилось трогать куклу, она должна быть приятной на ощупь. Кроме того, у игрушки должно быть доброе и яркое лицо с выразительными глазками и улыбчивым ротиком. Когда ребенок ещё совсем маленький, ему необходима кукла, на которой было бы удобно изучать и показывать ручки, ножки, глазки, ротик, носик, ушки. Такая кукла будет полезна девочкам, поскольку послужит заменой человека не только для игры, но и для обучения. Чтобы ребёнок не травмировал себя во время игры, формы приобретаемой куклы должны быть округлыми. Также очень важно, чтобы игрушка не включала мелких и острых деталей, которые малышка могла бы случайно проглотить или же которыми могла бы поранить себя во время игры.

Куклы от года до трёх лет

Обычно до трёх лет девочке хватает одной куклы, напоминающей ей саму себя по возрасту. В этот период предпочтения девочки отличаются тем, что ребёнку становиться уже не интересно просто сжимать куклу в ручках, покусывать или трясти. В этом возрасте малышек привлекает возня с одеждой. Так как маленькие барышни обожают одевать своих кукол, в игрушечном арсенале должна появиться игрушка с некоторым количеством вещей, которые легко снимаются. Так как раздевание куклы дается значительно проще - сосредоточенно сопя, юная стилистка справится с задачей самостоятельно - а вот чтобы одеть игрушку, без помощи взрослых ребёнок вряд ли обойдётся. Упростить задачу помогут кукольные наряды, которые не содержат пуговиц, молний и дополнительных деталей.

Куклы от трёх до четырёх лет

Специалисты утверждают, что в этом возрасте малышки начинают осознавать свою половую принадлежность и подражать поведению мам. У малышек начинают формироваться задатки материнского инстинкта, поэтому, как правило, они относятся к кукле, как к младенцу.

Девочке доставляет удовольствие заботиться о своей кукле, кормить, переодевать, выводить на прогулку, рассказывать сказки и укладывать спать. Исходя из этого, своевременным будет приобретение пупса, который имитирует действия новорожденного: плачет, кушает, пьёт и спит. Также не помешает в дополнение к игрушке приобрести набор одежды, коляску, бутылочку и прочие необходимые атрибуты.

Выбирая игрушку, позаботьтесь о её размере. Если кукла будет слишком большой, малышке будет неудобно с ней возиться. Слишком маленькая игрушка будет просто не интересна. Желательно, чтобы размер пупса приблизительно соответствовал размерам новорожденного ребёнка. Также важно, чтобы игрушка была простой и удобной, изготовленной из качественного материала.

Куклы от пяти до семи лет

Когда девочка подрастает, у куклы появляется новая миссия - кукла становиться подружкой. Так как в этом возрасте у девочек закладываются представления о стиле, красоте и моде, немаловажную роль начинает играть внешность игрушки. Выбирая куклу, следует обратить внимание на её лицо, длину волос, сменный гардероб. Кроме самой куклы, девочке могут понадобиться прилагающиеся атрибуты, например: кукольный домик, машина для куклы, косметический набор и прочие. Самостоятельно разобраться в сегодняшнем разнообразии игрушек достаточно сложно, поэтому желательно заранее расспросить у девочки, что именно она хотела бы получить в подарок, а ещё лучше отправиться за покупкой вместе, чтобы малышка выбрала самостоятельно ту игрушку, которая ей приглянулась. В свою очередь Вам следует обратить внимание на качество, а также целесообразность предполагаемой покупки.

Сергей Василенков для Женского журнала "Прелесть"

Кукла-реборн отличается от живого младенца только одним – абсолютной неподвижностью. Она не двигается, не дышит и не моргает, но во всем остальном – в весе, росте, гладкости кожи, блеске глаз – неотличима от настоящего ребенка. Этих кукол придумали для детей – просто как очередную занимательную игрушку, чтобы развлекать малышей. Однако, как выяснилось, для этой цели реборны совершенно не подходят.

«Детям такие игрушки не нравятся, – рассказывает психотерапевт Варвара Сидорова. – С ними ведь невозможно играть: совершать нужное количество действий и манипуляций, фантазировать, придумывать. Натурализм и сходство с живым ребенком привлекают скорее внимание взрослых».

Реборны с их преувеличенной натуралистичностью, так похожие на живого, но странно и жутковато неподвижного младенца, у многих вызывают оторопь и желание отвернуться. Но есть люди – и их много, – которые ценят реборнов именно за предельное сходство с новорожденными и готовы заплатить за куклу немалые деньги. «Люди приобретают их в стремлении удовлетворить свои желания. Некоторым хочется нянчить ребенка и заботиться о нем, но по каким-то причинам на живого младенца они не решаются, а другие сами нуждаются в тепле и заботе – и делают с куклой то, что хотели бы, чтобы делали с ними: кутают, баюкают, качают на ручках, нянчат...» – говорит Варвара Сидорова.

Безопасность и предсказуемость

Женщины с удовольствием играют с реборнами, наряжают их в красивую одежду, кормят, баюкают и катают в коляске. Они обожают этих «детей», которые – о, чудо! – не плачут и не заставляют вставать по ночам… Получается удобный, приятный и безопасный способ почти побыть матерью. «Это действительно очень привлекает, – утверждает Варвара Сидорова. – С куклой можно поиграть и убрать ее в ящик. А живые дети требуют внимания, ответственности, поглощают ресурсы, время и силы. Кроме того, дети – это навсегда. А реборны никогда не вырастут, не изменятся, не покинут свою хозяйку. Все безопасно и предсказуемо. Они не скажут обидных слов, не причинят боли. За них не надо бояться, от них нечего ожидать. И ни в какой ситуации нельзя почувствовать себя плохой матерью».

С другой стороны, почему бы тогда женщинам не поиграть с другими куклами, тоже милыми и натуралистичными, но не с младенцами? «В любых играх происходит имитация жизни и тренировка определенных переживаний, – отвечает Варвара Сидорова. – Играя с реборном-новорожденным, женщина получает в гомеопатической дозе все то, что она получила бы от настоящего младенца. Она может с удовольствием позволить себе побыть нежной и заботливой. Кроме того, младенец – это трогательная нежность, беззащитность, бантики, кружавчики, красота… Поэтому уход за малышом всегда вызывает приятные эмоции – умиление, восхищение. Получая эти переживания в микродозе, женщина восполняет какой-то внутренний дефицит».

Антураж такой игры и возможность творить тоже обладает своим очарованием. Женщина может создавать разных младенцев с разными характерами, придумывать им судьбы и семьи. Это занятие становится чем-то вроде написания рассказов или сказок, только используются при этом не слова, а материальные объекты.

Реборна может приобрести и женщина, которая еще не стала мамой, но много думает об этом и «примеряет» на себя будущее материнство. Играя, она будет осваивать навыки практического ухода и вживаться в роль мамы. Кстати, в качестве «тренажера» реборны используются в группах подготовки беременных к рождению младенца.

Больше чем игра?

А что, если игра затянется? «В подобной игре нуждаются люди с эмоциональными дефицитами, которые можно восполнять, заботясь о кукле, – поясняет Варвара Сидорова. – Если речь идет о реборнах, то чаще всего это дефицит заботы, нежности, безопасности, умиленного любования. Иногда это потребность в уважении и признании себя значимой в качестве заботливой матери».

В этом случае реборны могут снизить давление неосуществленной потребности, но не могут удовлетворить ее вполне. При этом очень часто речь идет о людях, которые пережили травму в близких отношениях, нередко в раннем детстве, и по каким-то причинам эта травма не была залечена. «Куклы в этом случае «обезболивают» глубокое отчаяние, настолько привычное, что человек сам его уже не замечает. Просто чувствует, что после игры с куклой становится лучшее, приятнее», – говорит психотерапевт.

Именно поэтому требовать от человека, чтобы он немедленно прекратил играть с искусственным младенцем-реборном, попросту жестоко. Как отбирать лекарство у больного – или мел у человека, которому не хватает кальция. Нас это шокирует, нам странно и неловко наблюдать эти отчаянные попытки восполнить нехватку, но человек получает от этого облегчение. «Даже если человек не осознает глубины того, что с ним происходит, его нельзя лишать возможности играть. От этого он станет только несчастнее, – отмечает психотерапевт. – Лучше, не отменяя «обезболивающего», обратиться к специалисту, чтобы по-настоящему залечить ту душевную рану, которая осталась воспаленной и болит».

Представьте себе женщину, которая катит по парку коляску с ребенком. Ведь и она тоже утверждает себя в качестве матери, пожинает плоды отношения ребенка к ней как к маме, и именно в этом у нее есть потребность. Что, если она сможет получить все то же самое, но в другом виде? Скорее всего, со временем увлечение реборнами пройдет, а женщина перейдет в другую категорию – сказочницы или будущей мамы, готовой к новому этапу жизни.

Считается, что девочки с самого рождения должны, обнимать плюшевых зверюшек, рисовать принцессочьи замки и укладывать любимого пупса спать, укрыв кружевным одеяльцем. А мальчишки, наоборот, как только научатся ползать, должны среди всех игрушек без сомнений выбирать трактора, супер-героев, пиратские корабли и играть в завоевание крепости. Хотя во многом, конечно, такое разделение на «девчачьи» и «мальчуковые» игрушки навязано взрослыми. Многие опасаются, что уже в раннем возрасте игрушки способны сформировать неверное представление о мужских и женских ролях и поэтому выбирают только те игрушки, которые этим ролям соответствуют.

Психологи же в один голос уверяют – нет ничего страшного в том, что мальчишки играют в , а девочки – в разбойников. Редкие отклонения от нормы, которых так боятся многие родители, сопровождаются гормональными нарушениями и изменением в поведении не только во время игры. Куклы, с которыми так любят играть многие мальчики, сами по себе не могут помешать здоровому процессу развития. \

Давайте разберемся, почему же так важно и полезно мальчишкам играть в куклы и какую куклу выбрать мальчику, если он заинтересовался игрой?

1. В возрасте от 6 месяцев до 2-х лет малыш узнает , как устроен человек . С помощью самого простого пупса он сможет выучить, как называются части тела человека, научится их показывать. Кукла для любого ребенка (а значит и для мальчика) – это источник знаний о человеке , предмет, вокруг которого разворачивается общение со взрослыми.

2. Примерно с 2-х лет кукла пригодится мальчику, чтобы научиться заботиться о ком-то, кто младше и слабее. А еще можно пробовать раздевать и одевать куклу, чтобы научиться одеваться самостоятельно. Также кукла в этом возрасте поможет привыкнуть к режиму дня . Утром вместе чистим зубы и завтракаем, потом идем на прогулку, а вечером ложимся спать.

3. Во время игр с куклами, мальчики узнают об устройстве семьи и общества . В возрасте 3-4 лет взрослым нужно подсказать ребенку разные сюжеты для игр с набором небольших куколок. А кукла, похожая на мальчика, поможет ему справиться с задачами общения и понимания самого себя. Кроме игры в «больницу», «магазин» и «школу», мальчик сможет рассказать кукле, что хорошего или плохого произошло за день. На куклу можно злиться, ее можно воспитывать, с ней можно мириться – испытывать разные чувства на безопасной территории игры.

4. Важно помнить, что (о маленьком и слабом существе, которому требуется помощь) воспитывает в ребенке ответственность. Играя в куклу, наделяя ее характером, судьбой, привычками, все дети учатся понимать чувства других людей . Мальчику важно испытывать и осознавать разные чувства. В этом и помогают куклы.

5. Та самая игра в «дочки-матери», которая так часто пугает родителей (особенно, пап), может быть очень полезна для мальчишек. Она поможет закрепить полученную от мамы заботу в собственных действиях и освоить навыки, которые пригодятся ему позже, в собственной семьей.



Какую же куклу выбрать мальчику?

Психологи не советуют ограничивать кукольный арсенал мальчишек бэтменами, человеками-пауками и трансформерами. Они олицетворяют мужественность и силу, но это ведь герои популярных фильмов, а не живые люди. Следуя примеру супер-героев, мальчики могут решить, что проявлять слабость, просить о помощи или плакать – это стыдно, потому что Бэтмен никогда не плачет и не сдается.

Кукла Барби – тоже не лучший выбор для мальчика. У нее слишком ярко выражены половые признаки и довольно узкая «специализация» - наряды, развлечения, образ жизни. Даже девочкам дарить Барби лучше после 6 лет.

Для мальчика стоит выбрать куклу из натуральных материалов – из ткани или дерева. У куклы должно быть нейтральное выражение лица , чтобы ребенок смог наделять ее разными чувствами. Хорошо, если она будет похожа на мальчика – в штанишках, с короткими волосами, но даже это необязательно. Главное, чтобы он сам проявлял интерес в игре. А вы постойте в сторонке, посмотрите как мальчик играет в куклы и не переживайте – он просто учиться быть человеком .

В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Большинство отождествлялось с образом женских божеств. О куклах наших предков в ШЖ уже есть . Попробую ее дополнить.

Куклу Зернушку почитали за то, что она «отвечала» за хороший урожай. Но вырастить и собрать урожай - это только пол дела. Урожай должен обеспечить безбедную жизнь и достаток в доме. Сделать это без куклы Богатьки никак не получится, считали наши предки. В основании своем кукла имела палочку, или столбик, за что ее еще называли Столбушкой . Для полного достатка в доме надо было следить, чтобы кукла на неустойчивом основании падала пореже. Чтобы никто не мешал кукле исполнять свои «обязанности», ее прятали от посторонних глаз.

Девица на выданье выставляла у окна куклу Капустку , чтобы женихи не страшились отказа и знали, что в этом доме сватам будут рады. Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу, в разных местах ее еще называли Кормилкой или Рожаницей .

Защитить ребенка от злых духов и успокоить в колыбели была способна кукла Бессоница . Простенькую куклу-оберег мать скручивала из двух лоскутов и подкладывала в люльку ребенка приговаривая при этом: «Сонница-бессоница, не играй мим дитятком, а играй этой куколкой».

Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи.

Изготовление куклы было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры.

Первую куклу женщина делала примерно в 12-13 лет. По качеству изделия делали вывод о готовности к замужеству. Самые красивые из сделанных собственноручно кукол хранились в сундуке и были частью приданого.

Куклы сопровождали наших предков с самого рождения. И даже принимали участие в судьбе еще неродившегося ребенка. За пару недель до родов женщина скручивала куклу Куватку . Ее название имитировало плач ребенка - «куваканье». Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его приходом в наш мир должна была отгонять нечисть.

После первых схваток роженицу уводили в баню, где она, стоя на правом колене, читала заговор и наматывала кусочки ткани на маленькие палочки. Пеленашек должно было получиться двенадцать. Каждую именовали по названию болезни, которую желали отвести от младенца. В этом и была главная «работа» пеленашек, которых еще называли лихоманки или трясовицы . Если же обереги плохо справлялись с порученной «работой» мать могла поругать Куватку и пригрозить выставить ее на улицу.

Хоть большинство кукол были «женщинами», покровительство ремеслам доверялось мужским куклам. Их держали в мастерских. Сегодня известны, пожалуй, всего три: близнецы Козьма и Демьян , да крестец Андропушко . В наш век пластмассовых барби люди забыли о тряпичных куклах-оберегах.

Зачем наши предки держали за печкой... кукол?

В старинные времена у наших предков был заветный обычай: держать за печкой подвешенными на одной нитке 12 кукол - «закруток» (или «столбушек»), изготовленных непременно членами семьи, проживающей в доме.

При этом необходимо было соблюдать целый ряд специальных условий и правил.

Например, нельзя пользоваться ни ножницами, ни иголкой: либо льняное волокно заворачивалось в тряпицу и связывалось льняной нитью особым образом, так, чтоб на груди оказывался косой крестик (так делали «столбушек»), либо тряпица закручивалась и перевязывалась для образования головы, рук, фигуры (у «столбушек» и рук не было). Иногда вертикальной основой куклы служила веточка, где-то их делали из бересты.

Лицо не прорисовывалось (как и в случае с ), чтобы не вселился злой дух. И весь творческий процесс сопровождался обрядовыми словами - наговорами. Даже место изготовления этих кукол было предусмотрено ритуалом. Например, в сборнике «Северных сказок» Н.Е.Ончугова сообщается (кстати, в истории с жутковатым названием «Сестра-убийца»), что заниматься этим полагалось в шолныше, т.е. как раз за печью, где хранился всякий скарб и старые вещи, а значит, и материала для рукоделья было предостаточно.

Зачем же были нужны такие куклы?

У этой дюжины самоделок было особое название: «лихорадки» или «лихоманки», т.е. олицетворение всевозможных хворей. Считалось, что за печкой они будут притягивать к себе болезни, избавляя от них семью. Число 12 было неслучайным. С одной стороны, оно символизировало круглый год.

С другой, было связано со старинным преданием о Кумохе. Вообще-то так называли весеннюю простудную лихорадку. А представляли ее в образе дородной женщины, обретающейся в лесу вместе со своими 12 сестрицами, которые выполняли Кумохины поручения. В крестьянскую избу они могли проникнуть через печную трубу, естественно, чтобы навредить людям. Вот потому-то и делали кукол-лихоманок под заговорные слова, чтобы тут же, за печкой, пресечь напасти.

Не только Кумоха, но и каждая из ее сестер имела собственное имя, которыми нарекали и изображавшую ее куклу. Вот как их звали: Глухея, Глядея, Грисея, Грудица, Дряхлея, Желтея, Коркуша, Ледея, Немея, Огнея, Пухнея, Трясея. Правда, в иных местах Ледею именовали Ознобой, Грисею - Гнятеей, Трясею - Тряхеей, Немею - Нивеей (несущей смерть). Кое-где в эту команду включали Храпушу вместо кого-нибудь.

Но суть обряда все ж таки была достаточно общей для разных местностей.

За печкой куклы-лихорадки висели до определенного дня (где - до Масленицы, где - до Благовещенья), а затем сжигались, часто - вместе с соломой из старых матрасов. После сжигания делали новую партию «лихорадок». Если же кто-то в семье заболевал, соответствующую куколку можно было сжечь до срока (с приговорами опять-таки), чтобы обеспечить выздоровление. И в люльку заболевшего младенца, перед тем как сжечь, клали такую куклу.

По более поздней версии, куклы-лихоманки олицетворяли Иродовых дочерей, и своим присутствием они защищали избу и домочадцев от «наносной беды».

Теперь и печки далеко не у всех имеются, и дети сызмальства тянутся к компьютеру да к телевизору, а ведь такое замечательное занятие семейное - самодельные куклы изготавливать! Может, попробуем?

Здоровье